Туристическая компания Русский вояж

Курорты России, стран СНГ и Прибалтики

 8 (499) 650-77-10 

 8 (499) 650-78-10

 

Туры по регионам России

 

   На крутом берегу Волги, у места впадения в неё реки Которосль, ростово-суздальский князь Ярослав Мудрый в XI веке основал крепость, форпост Ростова Великого.

   Город возник на месте древнего поселения Медвежий Угол. Даже в городском гербе, где изображён медведь с секирой, виден отголосок древнего предания: Ярослав Мудрый, закладывая крепость в живописном устье реки Которосли, наткнулся на капище племени меря, поклонявшегося косолапому.

   Возмущённый диким обычаем, просвещённый князь в единоборстве зарубил зверя, а невежественных язычников обратил в христианскую веру. 

   Уже в начале XIII века Ярославль стал столицей самостоятельного удельного княжества. Город начал активно развиваться, богатеть и застраиваться. Здесь было открыто первое в Северо-восточной Руси духовное училище с редкой по тому времени библиотекой, в которой одних книг на греческом языке насчитывалось больше тысячи.

   Оживление Волжского торгового пути после распада Киевской Руси способствовало развитию города. Значение Ярославля как торгового центра возрастало с каждым столетием.

   В городе сходились торговые пути с низовьев Волги и из Западной Европы. Славились изделия ярославских мастеров – серебряная и медная посуда, набивные ткани.

   К середине XVI века Ярославль превратился в важный пункт транзитной торговли между Москвой и странами Запада и Востока. Вверх и вниз по Волге проплывали суда, груженные товарами из Средней Азии и Персии, Великого Новгорода и прибалтийских немецких городов.

   В период польско-литовской интервенции в 1612 году Ярославский Спасский монастырь стал штаб-квартирой Минина и Пожарского в период сбора ополчения для освобождения Москвы, и на это время Ярославль стал фактической столицей Русского государства, куда собралось около 25 тыс. ополченцев.

   Упорным трудом крестьяне и ремесленники сумели быстро возродить родной край после разрухи Смутного времени. Уже в первые десятилетия после Смуты в Ярославле, в отличие от других русских городов, велось каменное строительство.

   В XVII веке по всей стране Ярославль стал известен каменщиками, плотниками, кожевниками и кузнецами. Настал звёздный час ярославской культуры. В этот период здесь сложилась своеобразная школа зодчества.

   Причудливые по своей композиции, богато декорированные храмы, как правило, строились на средства богатых купцов. Их вкусы и определили нарядный, далёкий от аскетизма облик храмов XVII века, красоту которых подчёркивает их живописное расположение на высоком берегу Волги и Которосли.

   При Петре I в Ярославле создаются первые мануфактуры. С постройкой Петербурга город оказался в стороне от главного торгового пути, связывающего Запад с Россией, но приобрёл славу главного промышленного центра.

   К середине XVIII века благодаря успехам промышленности и ремёсел, строительству мануфактур Ярославль входит в число наиболее развитых в экономическом отношении городов Российской империи. Эта слава сохранялась за городом вплоть до начала XX века.

   Город стал родиной национального театрального искусства. Здесь начал свою деятельность основатель русского театра Ф.Г.Волков, которому воздвигнут памятник в самом центре города.

   В XIX веке Ярославль активно развивался согласно плану застройки, были созданы ансамбли Мытного двора, Губернаторского дома. Сегодня город – ценнейший памятник градостроения, сохранивший постройки почти всех стилей русской архитектуры последних пяти столетий.

   Церковь Ильи Пророка находится в самом центре Ярославля. Заказчиками постройки были знаменитые скупщики пушнины Аникей и Нифантей Скрипины, чьи несметные богатства вынуждали считаться с ними даже царя и патриарха. Царь Алексей Михайлович одарил Скрипиных частью Ризы Господней, что было высшим выражением благоволения.

   В центре комплекса построек церкви Ильи Пророка находится пятиглавый храм. Интерьер церкви Ильи Пророка представляет собой настоящую сокровищницу древнерусского искусства. При входе на галерею открываются резные, затейливо раскрашенные порталы. Вдоль стен тянется нарядная изразцовая панель. Главное богатство – стенопись центрального храма, созданная в 1680-х годах артелью из пятнадцати мастеров под руководством прославленных костромских изографов Гурия Никитина и Силы Савина.

   Спасский монастырь был основан во второй половине XII века. Он встал у главной переправу через реку Которосль, охраняя подступы к городу. В XIII веке в связи с образованием нового княжества монастырь стал усыпальницей династии ярославских князей.

   Спасо-Преображенский собор – древнейшее здание во всём Ярославле. Он представляет собой трёхглавый храм, поставленный на высокий подклет, с окружающими его открытыми галереями. Облик его строг, но изящен. Северная паперть была в своё время монастырским книгохранилищем. Именно здесь в конце XVIII века была обнаружена рукопись «Слова о полку Игореве». В интерьере Спасского собора примечательны написанные московскими мастерами фрески, список которых сохранился в «клейме» на северо-западном столпе. Росписи этого времени очень редки, стиль их отражает монументальность и пышность эпохи Ивана Грозного.

   Музеи Спасского монастыря обладают обширными коллекциями экспонатов, представляющими огромную историческую и художественную ценность. Сюда входят экспозиции древнерусской живописи, драгоценных тканей, коллекция предметов церковного обихода из драгоценных металлов. Особенно интересна экспозиция «Слово о полку Игореве», рассказывающая об этой уникальной находке и знакомящая с редкими экземплярами рукописных и старопечатных книг XIII-XIX веков.  

  

НАПРАВЛЕНИЯ И КУРОРТЫ

Туры в СНГ