Туристическая компания Русский вояж

Курорты России, стран СНГ и Прибалтики

 8 (499) 650-77-10 

 8 (499) 650-78-10

 

Туры по регионам России

   Владимир – город с тысячелетней историей. Белокаменные памятники XII века – Золотые ворота, кафедральный собор, княжеские и монастырские церкви – воплотили столичное достоинство города, соединив во времени «матерь городов русских» Киев и будущую столицу Руси, пригород Владимира Москву.

   Градостроительный замысел князя-самовластца раскрывают летописи: Золотые ворота «да будет память отечеству моему», Успенский собор – «хощу бо сей град обновити митрополию», Боголюбово – «город камен в память себе», а сам Владимир - «да будет сей град великое княжение и глава всем».

   Официальной датой основания одного из древнейших русских городов считается 1108 год. Тогда князь Владимир Мономах заложил здесь деревянную крепость и окружил её земляным валом. Однако в Ипатьевской летописи есть упоминание о городе, относящееся к 990 году, где говорится, что великий киевский князь Владимир Святославович во время крещения местного населения в суздальской земле на высоком берегу реки Клязьмы основал город и назвал его своим княжеским именем.

   Своим возвышением и всей последующей славой город обязан внуку Владимира Мономаха, великому князю Андрею Боголюбскому. Унаследовав от деда государственный ум и жажду деятельности, князь Андрей помышлял создать на севере новый центр русских земель. Однако его отец, Юрий Долгорукий, заняв киевский престол, желал оставить сына при себе, для чего поселил его в Вышгороде.

   Была в Вышгороде в женском монастыре икона св.Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласило предание, святым евангелистом Лукой. О ней рассказывали чудеса: говорили, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама от стены отходила и становилась посреди церкви, показывая вид, как будто желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого.

   Андрей задумал похитить её, перенести в Суздальскую землю, даровать, таким образом, этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этой землёй почиёт особое благословение Божие. Подговорили священника женского монастыря Николая и дьякона Нестора; Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и тотчас после этого убежал в Суздальскую землю.

   Путешествие этой иконы в Суздальскую землю сопровождалось чудесами: на своём пути она творила исцеления. Уже в голове Андрея была мысль поднять город Владимир выше старейших городов – Суздаля и Ростова, но он хранил эту мысль до поры до времени в тайне, а потому проехал Владимир с иконой мимо и не оставил её там, где по его плану ей впоследствии надлежало быть. Но не хотел Андрей везти её ни в Суздаль, ни в Ростов, потому что, по его расчёту, этим городам не следовало давать первенства.

   За десять вёрст от Владимира по пути в Суздаль произошло чудо: кони под иконой вдруг стали; запрягают других, посильнее, и те не могут сдвинуть воз с места. Князь остановился, раскинул шатёр, заснул, а поутру объявил, что ему явилась во сне Божия Матерь с хартией в руке, приказала не везти её икону в Ростов, а поставить во Владимире.

   Специально для этой иконы был построен великолепный храм Успения Богоматери, а икону с той поры стали называть Владимирской.

   В годы княжения Андрея Боголюбского город быстро развивался и рос и в 1157 году стал столицей. В городе проживали сотни ремесленников, велась оживлённая торговля. Здесь также сказалось большое стремление князя украсить город великолепием храмов и построек.

   Младший брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо сохранил и умножил столичное великолепие города, создав детинец с Дмитриевским собором, Рождественский монастырь с белокаменным храмом, Княгинин монастырь в северо-западном углу города, а главную святыню княжества – Успенский собор – сделав ещё больше и краше. Годы его княжения были временем наивысшего расцвета города.

   Авторитет великого владимирского князя был непререкаем, и не раз во Владимир съезжались князья за советом к князю Всеволоду. С большим почтением к нему относились иноземные послы, а купцы из дальних стран увозили с собой не только превосходные местные товары, но и неизгладимые впечатления от красоты «стольного города».

   Монголо-татарское завоевание XIII века подорвало мощь Владимира, прекратилась зодческая традиция, забылись многие ремёсла, город запустел. Однако сохранил политическое первенство среди русских городов.

   Шли годы. Последующие князья владимирские заботились о сохранении государственности Северо-восточной Руси, хотя для этого им приходилось проводить политику покорности и добрососедства в отношениях с Ордой.

   До середины XIV века город Владимир оставался административным, культурным и религиозным центром русских земель. Здесь проводились съезды князей, составлялся общерусский летописный свод.

   Но с 1328 года Владимир на Клязьме начинает отступать перед быстро растущим могуществом Москвы.

   В XVI-XVII веках город выходит из пределов древней крепости; вокруг населяются слободы: за Золотыми воротами – Ямская, под Вознесенской горой – Гончарье, а за рекой Лыбедь и Студёной горой – Стрелецкие слободы, Боровок, Варварка (для непокорных переселенцев из Новгорода), по Рождественским монастырём – Подмонастырская. Улицы города сплетались в живую, прихотливую вязь, а красной строкой в ней выступали приходские церкви.

   XVII век - время расцвета на Руси торгового посада – подарил Владимиру чудную Богородскую церковь. А в XVIII веке, точно по волшебству, город наполнили каменные приходские церкви, заменившие деревянные: Вознесенская, Николо-Галейская, Троицкая, Николо-Кремлёвская, Никитская и др.

   С учреждением в 1778 году губернии, Владимир – губернский город стал развиваться по новому плану, который предусматривал расширение границ, сетку улиц, каменное гражданское строительство. Построено было здание для губернской администрации – Присутственные места, а перед ним предполагался «сад стриженых деревьев». Центральная улица – владимирский Невский проспект - стала обстраиваться частными каменными домами; целый квартал в этом районе занял Гостиный двор, напротив вырос дом приказа общественного призрения (где сначала жил губернатор), у Золотых ворот – почтовая контора, напротив Присутственных мест – Дворянское собрание и мужская гимназия, недалеко от Дмитриевского собора – губернаторский дом.

   Таким образом, Владимир постепенно обретал красивый, благоустроенный облик губернского города, сохраняя при этом величие старины и обаяние исторического ландшафта. В XIX веке появился водопровод, телефон, электростанция, было проложено шоссе Москва – Нижний Новгород, железная дорога.

   В этот же период на рубеже XIX-XX веков отстроился целый ряд зданий, особенно украсивших город: Мальцевское ремесленное училище, церковь Архангела Михаила, здание банка, Исторический музей, Народный дом, Городская дума, старообрядческая Троицкая церковь.

   XX век сильно изменил экономический уклад и облик Владимира. В 1930-е годы впервые появилась здесь крупная промышленность, город разросся во всех направлениях. Сейчас Владимир – это центр Владимирской области, университетский город, где имеются театры – драматический и кукольный, филармония. Дмитриевский собор  - бывший дворцовый храм Всеволода III, одноглавый, с фасадами, богато украшенными рельефами. На его стенах более тысячи резных изображений, в аркатурно-колончатом поясе – скульптурные изображения святых, а над центральным окном находится фигура Давида-псалмопевца с арфой в руке. Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратилась в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. Внутри собора – фрески гениального византийского мастера XII века – «Страшный суд» с апостолами и ангелами, имеющими широко раскрытые, огромные, несказанно печальные глаза.

   Рядом с Дмитриевским собором – смотровая площадка, откуда хорошо видна Клязьма, дорога на древний Муром, леса вокруг Владимира. Успенский собор вплоть  до XV века являлся главным храмом Руси. Под его сводами венчались на царство великие князья. А уже позже архитектор Аристотель Фиораванти построил в Московском Кремле Успенский собор, для которого Владимирский послужил образцом.

   В соборе захоронены князья и епископы Владимира XII-XIII веков. Здесь велись летописи, а также находилась святыня Русской земли – икона Владимирской Богоматери, которая в 1395 году была перенесена в Москву для защиты от нашествия Тамерлана. Своды собора поддерживают столпы, золочёный шлем увенчал главу, вознесённую выше Киевской Софии.

   Трудно и вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото аркатурно-колончатых фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции. Внутри собора напротив иконостаса фрески над сводами хоров: сохранившаяся с 1408 года композиция Страшного суда, написанная Андреем Рублёвым вместе с Данилом Чёрным. Андрей рублёв, гениальный древнерусский живописец, работал и в технике фрески. Его фрески сохранились в Звенигороде, но самая большая их коллекция находится здесь, в Успенском соборе. Ученик Феофана Грека, Рублёв не унаследовал мятежного духа своего учителя, но, напротив, живопись его, лишённая драматизма, глубоко просветлённа, гармонична и безмятежна.

   Золотые ворота   - уникальный памятник древнерусского оборонительного зодчества. Золотые ворота расположены с западной стороны города, повторяя ориентацию Киева. Золотыми воротами начиналась главная улица Владимира, а заканчивалась Серебряными. Всего в древнем Владимире, было, пять наружных и двое внутренних ворот. Сохранились единственные – Золотые. В названии отразилось их приоритетное значение, но было и золото – дубовые створы покрывала золочёная медь. Помещались они в арочном проезде, под перемычкой, а выше, на 14-метровую высоту взлетает прекрасный арочный свод, в древности расписанный фресками, словно храм. Над перемычкой находилась боевая площадка. Второй площадкой для боя служил обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной. Внутренняя лестница ведёт к обеим площадкам и надвратной церкви Положения Риз Богородицы. Боевая башня, триумфальная арка, церковь – сочетаются в лаконичной, но выразительной архитектуре Золотых ворот, которые внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ И КУРОРТЫ

Туры в СНГ