Туристическая компания Русский вояж

Курорты России, стран СНГ и Прибалтики

 8 (499) 650-77-10 

 8 (499) 650-78-10

 

Туры по регионам России

 

   Суздаль, один из красивейших русских городов и насчитывающий около 1000 лет славной самобытной истории, по обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старинного внешнего облика не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем. 

   За свою многовековую историю маленький по площади городок сумел накопить в своих пределах подлинные сокровища. Прежде всего, это архитектурные комплексы. Суздаль обладает уникальными ансамблями Покровского и Спасо-Ефимиева монастырей, Суздальского Кремля, комплекса в Кидекше. Но помимо этих шедевров древнерусского зодчества в формировании архитектурной среды большую роль играют десятки церквей, живописно разбросанных по всему городу. Именно они в совокупности с монастырями составляют музей под открытым небом, любоваться которым можно в любое время года.

   «Град Суждаль издревле преславный и знаменит бысть от многих и многонароден», - такими словами повествует летопись о древнем городе Суздале. Когда-то стольный город великого княжества, наследник Киева и предвестник Москвы, город, у которого Владимир, став столицей, не отнял особого значения, Суздаль на многие века сохранил своё величие в красоте многочисленных соборов и церквей, свидетелей его былой славы и значимости.

   Место, где основан Суздаль, было заселено славянскими племенами ещё до 9 века. Город вырос из древнего поселения в центре чернозёмной полосы на склоне узкого мыса, с трёх сторон омываемого речками Каменкой и Гремячкой.

   Учёные расходятся во мнениях относительно происхождения имени города. Одни утверждают, что своё имя он получил от названия земли – Суждаль. Древнеславянский глагол означал «создать из глины». По другим версиям, благозвучное слово Суждаль у древних мерянских племён означало «девичья песнь».

   В XI веке началась христианизация языческой Руси. Сохранился рассказ, что в 990 году греческий епископ Фёдор посетил эти места и остался здесь по просьбе князя Владимира для обращения язычников в христиан. Правда, христианство укрепилось в Суздальской земле после многолетней борьбы с язычеством.

   Ещё долгое время народными верованиями управляли волхвы. По их наущению в 1024 году был поднят мятеж. Предшествовавшие неурожаи явились причиной такого мятежа. В это время Ростово-Суздальская земля уже принадлежала великому киевскому князю Ярославу Мудрому, входила в состав Киевского княжества и занимала видное место среди городов русских земель.

   Затем город наследует Владимир Мономах. В конце XI века за обладание Ростово-Суздальским княжеством развернулась борьба между сыновьями Мономаха и князем Олегом Черниговским. Князь Олег овладел Суздалем, а, уходя, сжёг город. Суздаль быстро восстановился.

   Постепенно город отнимает первенство у стольного города Ростова и при Юрии Долгоруком становится столицей Ростово-Суздальского княжества. Суздаль переходил, таким образом, по наследству от одних правителей другим, являясь при этом одним из наиболее развитых городов княжеской Руси, центром формирования государственности, средоточием русской национальной и духовной культуры, крупным торгово-ремесленным центром.

   И, хотя в многовековой истории города было много печальных вех, когда в 1107 году Суздаль осаждали булгары, опустошившие все окрестности, в 1238 году он был захвачен и разорён монголо-татарскими полчищами, в 1611 году польско-литовскими интервентами, в 1634 году крымскими татарами, а чума 1654 года истребила половину населения, как сказочная птица Феникс, каждый раз восставал город из пепла пожарищ и разгромов.

   Отстраивались монастыри и величественные соборы, возносились колокольни, заново возводились торговые и ремесленные постройки. Жители Суздаля промышляли в основном садоводством и огородничеством, а суздальская вишня славилась далеко за пределами губернии. Они вывели свои местные сорта яблок. Ежегодно в городе проводилась ярмарка, на которую съезжались купцы со всей России. Но вот железная дорога обошла Суздаль стороной, и он остался в стороне от экономически развитых районов.

   К концу 19 века здесь проживало восемь тысяч человек, большую часть из которых составляли мещане. Но, несмотря на бедность и малочисленность, жители города продолжали сохранять и обхаживать храмы и монастыри с богатыми ризницами и драгоценными памятниками древнерусского искусства.

   В настоящее время Суздаль – крупный туристический центр, столица Золотого кольца России. Он привлекает многочисленных туристов – российских и зарубежных. За сохранение культурного наследия и развитие туризма в 1982 году ФИЖЕТ, международная организация вручила Суздалю престижную награду – Золотое яблоко.

   В 1992 году главные архитектурные ансамбли города – Кремль, Покровский и Спасо-Ефимиев монастыри, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

   Суздальский кремль служил первоначально ядром, вокруг которого разросся средневековый ансамбль Суздаля. На рубеже XI-XII веков здесь была сооружена крепость, окружённая кольцом земляных валов. По валам были возведены бревенчатые стены с башнями.

   В кремле находится древнейшее сооружение города – собор Рождества Богродицы XIII-XVI веков, выстроенный на месте собора времён Владимира Мономаха. Собор был сложен из пористого известняка и украшен рельефами, масками и пояском. Его фасады украшены скульптурными женскими масками, а перспективные порталы и аркатурно-колончатый пояс – растительным орнаментом.

   В южном и западном притворах сохранились древние двустворчатые двери «златые врата» XIII века, выполненные в технике «огневого золочения». Изображения на них посвящены жизни Христа, Богоматери, деяниям архангела Михаила – покровителя русских князей.

   Внутри храм залит синевой поздних росписей, за которыми нельзя не заметить живописных фрагментов более глубокой старины, пленяющих чётким рисунком и какой-то удивительной мягкостью палитры. Сохранился резной иконостас XVII века. В некрополе собора находятся захоронения князей Шуйских.

   В соборе сохранились выносные иконы и большой выносной фонарь XVII столетия в виде пятиглавого храма для освещения крёстного хода во время пасхальных праздников. Напротив собора – Крестовая палата. От невысокого крыльца, увенчанного зелёным черепичным шатром, лестница ведёт в просторные сени, и, пройдя широкий портал, можно оказаться в огромном зале Архиерейского дома.

   В центре зала – длинный стол со стульями и с креслом владыки во главе. Стены украшены портретами царей и суздальских иерархов. Вдоль стен расположились лавки, обтянутые красным сукном, а на окнах – дорожные сундуки, окованные железом. Украшением зала служат роскошные люстры и две печи голландского образца. В анфиладе архиерейских покоев расположились музейные экспозиции.

   Покровский монастырь - это действующий женский монастырь. От Спасо-Ефимиева монастыря на него открывается чудесный вид. Датой основания Покровского монастыря считается 1364 год, однако архитектурный ансамбль его сложился в XVI веке.

   Тон всему ансамблю задаёт Покровский собор, возведённый неизвестными мастерами в 1518 году. В соборе не было росписи. Его белые стены и керамический пол могли бы создать впечатление подчёркнутого аскетизма, но великолепные иконы и произведения художественного шитья, являющиеся гордостью музея, делают интерьер изысканным и праздничным.

   Судьба этой обители необычна. В XVI-XVII веках монастырь стал местом заточения аристократических узниц, местом ссылки опальных цариц и женщин знатных фамилий. Среди его монахинь и стариц были дочь и племянница Ивана III, жена Василия III – Соломония Сабурова, жена царевича Ивана Евдокия, одна из жён Ивана Грозного Анна Василичикова; 19 лет провела здесь первая жена Петра I Евдокия Лопухина.

   Печальную память о пожизненных узницах хранит усыпальница в подклете Покровского собора. Спасо-Евфимиев  монастырь был основан в 1352 году. Древние стены монастыря укрепляют 12 башен. Главная проездная башня богато украшена поясками, наличниками.

   На территории монастыря в конце находится Спасо-Преображенский собор конца XVI столетия, монументальный и строгий. Внутри собора – фрески XVII века известных костромских мастеров Гурия Никитина и Силы Савина, нарядным ковром покрывающие все стены внутри собора. Эти росписи полны живых подробностей и жизненных наблюдений.

   Оригинальна по композиции звонница монастыря. Её облик складывался на протяжении двух столетий. Рядом с собором находится трапезная с Успенской шатровой церковью, которая является одним из уникальных шатровых храмов в Руси. В XVII веке был построен архимандритский дом с высокими кровлями, деревянными галереями и крылечками. А в родовой усыпальнице в 1642 году был захоронен князь Пожарский. Со второй половины XVIII века монастырь служил местом заточения.

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ И КУРОРТЫ

Туры в СНГ