Туристическая компания Русский вояж

Курорты России, стран СНГ и Прибалтики

 8 (499) 650-77-10 

 8 (499) 650-78-10

 

Туры по регионам России

 

   В течение пяти веков непрерывной волной притекают к гробу преподобного Сергия Радонежского люди всех классов со своими думами, мольбами, упованиями, государственные деятели, простые люди. Какой подвиг так освятил это имя? Он родился, когда во всех русских людях было живо впечатление ужаса, произведённого всенародным бедствием монголо-татарского нашествия. Это было одно из тех бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго подвергая народ в мертвенное оцепенение. Но чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство, для этого обществу необходимо было встать на уровень высоких задач, укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением. Такому воспитанию русской народности и посвятил свою жизнь Сергий Радонежский. Пол века делал своё тихое дело Сергий в Радонежской пустыне, и приходили к нему люди и вместе с водой из его источника черпали утешение и ободрение. Когда, наконец, не пришёл к нему вождь русского ополчения и не благословил его преподобный Сергий словами: «иди на безбожников, без колебания, и победишь». 

   В 1345 году на высоком холме Маковец два брата Стефан и Варфоломей основали небольшую пустынь. Они пришли сюда из небольшого городка Радонеж. Братья решили принять особый вид монашества – уйти пустынножительствовать в лес, подальше от селений и дорог. На холме Маковец поставили они келью и небольшую церковь, посвятив её Святой Троице. Так было положено начало Троицкому монастырю, знаменитой в будущем Троице-Сергиевой лавре.

   Старший брат Стефан не выдержал трудной жизни в лесу и ушёл в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей, принявший при пострижении в монахи имя Сергий, остался. Вскоре рядом с ним начали селиться другие монахи. Каждый возводил келью и жил обособленно. Соблюдать при таком положении дел необходимый порядок оказалось трудно. Сергий вводит в своей обители строгий устав общинной жизни, один из первых на Руси. Часть монахов покинула Сергия.

   Со временем Троица, именно так в обиходе называли монастырь, пополнилась новой братией, отстроилась по строго обдуманному плану и понемногу начала играть значительную роль в делах Московского княжества. Сергий Радонежский был ярым сторонником объединительной политики московских князей. Благодаря незаурядным личным качествам он стал духовным советником великого князя Дмитрия Донского и участвовал во многих государственных делах.

   Множество монастырей на русской земле основал Сергий. Современники говорили, что он «начальник и учитель всем монастырям иже в Руси». Троицкий же монастырь разрастался и приобретал общерусскую славу.

   Сергий Радонежский умер в 1392 году, а в 1422 году был причислен к лику святых. Дело его продолжали его ученики, и популярность Троицы приносила ей не только славу, но и большие доходы в виде вкладов ценными вещами и землёй. В монастыре процветали ремёсла, а монахи Троицы успешно торговали своими изделиями. История монастыря неразрывно связана с русской историей. У гроба преподобного торжественным «крестоцелованием» скреплялись княжеские договоры и союзы, совершались молебны перед военными походами. А проложенная рядом дорога на Ростов Великий и далее в северные районы, сыграла большую роль в обогащении монастыря и возникновении города Сергиева Посада. Вдоль дороги появлялись поселения, переходившие в собственность Троицы, велась бойкая торговля.

   Троице-Сергиев монастырь не был чужд ничему мирскому, поэтому он стал крупнейшим землевладельцем во всей России. В 1422 году в нём возвели первый каменный собор – Троицкий, ставший усыпальницей Сергия Радонежского. Уже в 1550 году монастырь обороняла мощная каменная стена, а в XVI столетии он вошёл в линию обороны столицы, на его стенах были размещены орудия. Первыми поселениями, ставшими основой будущего города, стали сёла Кокуево, Панино, Клементьево.

   На территории вокруг монастыря создавались новые слободы мастеровых людей – Иконная, Поварская, Конюшенная, Тележная, Пушкарская, Стрелецкая. Живописные сёла и слободы тесным кольцом окружали монастырь. Указом Екатерины Великой окрестные поселения получили статус «посада» и имя «Сергиевский». Сергиев Посад был включён сначала в состав Богородского, а затем Дмитровского уезда Московской губернии.

   Развитию города способствовал приток богомольцев, возросший с постройкой шоссе и железной дороги. Все они увозили с собой на память изделия местных ремесленников. Особенно широкую популярность получило производство расписных, очень оригинальных глиняных игрушек.

   В настоящий момент Троице-Сергиева Лавра, как и в былые времена, является главным местом паломничества. Сюда едут бесчисленные туристические группы, а заказывать экскурсию в Лавру рекомендуется за два, а то и за три месяца до её проведения. И по сей день Троице-Сергиева Лавра восхищает неповторимыми ансамблями соборов, башен, богатыми коллекциями.  Музеи насчитывают десятки тысяч экспонатов. Музейные коллекции занимают Ризницу, наместнические покои, больничные палаты и другие здания XVII-XIX веков.

  В мировой истории искусства древнерусская иконопись – исключительное явление. Восемьсот лет в ней применялась одна техника живописи с одними и теми же материалами. Темы, композиция сюжетов строго регламентировались. Но в тесных рамках правил, художники умели создавать эмоционально-насыщенные живописно-праздничные композиции.  

   В центре архитектурного ансамбля Лавры расположен пятиглавый Успенский собор 1585 года и повторяющий по своей архитектуре Успенский собор Московского Кремля. Центральный купол позолочен, а четыре боковых покрашены в голубой цвет и украшены звёздами. Внутри храма сохранился деревянный резной иконостас XVII века, здесь имеются иконы работы знаменитого Симона Ушакова. В соборе также можно увидеть и яркие росписи, выполненные в 1684 году ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Григорьевым. У входа в собор находится надкладезная часовня конца XVII века в стиле московского (нарышкинского) барокко. Вода в колодце святая. Налево от входа в собор, в тени столетних лип – семейное погребение Годуновых.

   Троицкий собор построен в начале XV века над гробом Сергия Радонежского его преемником и игуменом Никоном. Собор является одним из немногих сохранившихся, так называемых «раннемосковских» храмов. Он невелик, выстроен из белого камня – тщательно отёсанного известняка. Внутри собора – мощи Сергия Радонежского, прекрасная фресковая живопись XVII века, копии икон Андрея Рублёва, среди которых имеются копия знаменитой «Троицы». Напротив Троицкого собора – Духовская церковь 1477 года. Являясь одной из первых кирпичных построек монастыря, она представляет собой уникальный памятник зодчества.    

 

НАПРАВЛЕНИЯ И КУРОРТЫ

Туры в СНГ