Туристическая компания Русский вояж

Курорты России, стран СНГ и Прибалтики

 8 (499) 650-77-10 

 8 (499) 650-78-10

 

Туры по регионам России

   Старую часть города Гусь-Хрустальный составляет поселок 2-й половины XIX - начала XX вв. Его облик - заводские и фабричные строения, улицы, жилые и общественные здания - запечатлели старые открытки.

   Первоначально поселок поместился в излучине речки Гусь, по течению впадавшей в нее Дубравки. Речку Гусь перекрыли плотиной, отчего с северной стороны образовалось искусственное озеро; вместе с рекой оно делит поселок на две половины: южную и северную.

   В южной, более старой, части поселка находятся хрустальный завод (гута начала XIX в. не сохранилась), бумагопрядильная и ткацкая фабрики. Старое 4-этажное каменное здание бумагопрядильни построено в 1844-1847 гг. под наблюдением владимирского губернского архитектора Я.М. Никифорова. От 1856 г. сохранилась 16-метровая башня, к которой в 1881 г. пристроено новое здание. Эти строения по сей день используются по своему назначению и принадлежат текстильному комбинату.

   В центре этой половины поселка возвышается Иоакиманская церковь 1816 г. Вокруг нее правильным прямоугольником расположились регулярные улицы с "мальцовскими домами", каждый на две семьи, и большими двух- и жилыми трехэтажными казармами для фабричных рабочих.

   В 1853 г. на перекрестке улиц Большой Акимановской и Первой Ивановской построен фабричный "магазинный дом галантерейных, мануфактурных и съестных припасов" - торговые ряды на 20 отделений, с колоннами, галереями и балконами.

   Напротив рядов стоял дом управляющего ("хозяйский дом"), с каменным низом и деревянным верхом, с высоким крыльцом-светелкой (в 1930-е гг. снесено). С 1855 г. сохраняется здание больницы - каменное, двухэтажное, с флигелями. В конце XIX в. в больнице работало два врача и несколько фельдшеров. Сейчас здесь помещается глазное отделение Центральной районной больницы.

   В этой же, более старой, части поселка, на южной окраине, уцелела часовня св. Варвары. По преданию, в XVIII в. в этом месте, в версте от хрустального завода, в лесу у ручья, явилась икона св. великомученицы Варвары. Сначала здесь построили деревянную часовню, с 1817 г. начали устраивать крестный ход, а в 1882-1885 гг. деревянную постройку сменил каменный, изящной архитектуры, храм-часовня.

   Под восточным портиком ее находится родник, у которого и явилась икона. Сейчас храм передан православному приходу. По другую сторону пруда, до железнодорожного вокзала, к концу XIX в. выросла вторая, северная, половина поселка с таким же прямоугольным планом и регулярной сеткой улиц.

   Вдоль Вокзальной улицы по-прежнему стоят деревянные дома, построенные во 2-й половине XIX в. для служащих железной дороги. В перспективе улиц радует глаз чудесный храм. Центром этой части городка в конце XIX в. стал церковно-архитектурный ансамбль с Георгиевским собором, богадельней, домами причта, церковно-приходской школой.

   Георгиевский собор, грандиозный по замыслу и совершенный по исполнению, построен в 1892-1903 гг. по проекту известного архитектора, профессора Академии Художеств Леонтия Николаевича Бенуа. Собор похож на древнерусскую церковь с трапезной, с придельными церковками, с шатрами над колокольней и папертями, с галереями и крыльцами - и все это в узорочье, наличниках, изразцах, белокаменной отделке, все сияет и переливается радужным светом.

   Внутренний же облик храма - единое открытое пространство с колоннадой из ценного камня ламбрадора, мозаиками и огромным (7х7 м) полотном на западной стене. Это "Страшный Суд" кисти В.М. Васнецова, возвращенный сюда после долгого отсутствия. Им было написано и еще несколько полотен. По его же эскизам исполнены мозаика "О Тебе радуется, Благодатная", бронзовый с эмалью иконостас, а мозаики исполнили известные мозаичисты Фроловы.

   Не все сохранилось в храме, в 1926 г. перестроенном во "дворец труда", не все восстановимо. Но главное - храм уцелел и реставрирован, а его красота приносит радость: здесь Музей хрусталя, филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. И сам Георгиевский храм, и Музей хрусталя сверкают настоящей жемчужиной в довольно однообразном и будничном течении провинциальной жизни стеклодельческого города.

   Один из лучших музеев художественного отечественного стекла органически вписался в интерьер величественного памятника архитектуры и живописи конца XIX - начала XX вв. - Георгиевский собор. Здание, грандиозное по замыслу и совершенное по исполнению, построено в 1892-1903 гг. по проекту профессора Академии Художеств Леонтия Николаевича Бенуа.

   Современниками храм отмечен как художественное совершенство в произведениях известного русского архитектора. Сам Бенуа писал: "В этот храм я вложил все, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих творений". В оформлении фасада автор использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Обращают на себя внимание наличники окон, порталы, крыльца в узорочье, изразцы. Сочетание естественного цвета кирпича с белокаменной отделкой делает здание изысканным и нарядным.

   Внутренний облик храма - единое открытое пространство в форме базилики с колоннадой из черного лабрадорита, мозаикой и огромным живописным полотном на западной стене. Это "Страшный Суд" кисти В.М. Васнецова, который вызывает особый интерес специалистов и любителей искусства. По эскизу Васнецова выполнена великолепная мозаика "О тебе радуется, Благодатная" известным петербургским мастером-мозаичистом В.А. Фроловым, украшающая алтарную часть собора.

   Хозяина Гусевской хрустальной фабрики Нечаева-Мальцова часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. "А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь..." - отвечал Нечаев-Мальцов. 

   Экспозиция музея была открыта для посетителей в мае 1983 года. В настоящее время в ней представлено около двух тысяч экспонатов. Это богатая коллекция образцов массовой продукции Гусевского хрустального завода, начиная со 2 половины XVIII столетия, до современных образцов производства, а также уникальные авторские работы гусевских художников стекла. Экспозиция постоянно дополняется современными образцами производства.

  Творческий коллектив завода - это коллектив художников-профессионалов. Все они являются постоянными участниками выставок, как в России, так и за рубежом. Каждый художник - это особая творческая индивидуальность со своими принципами, идеями и методами выражения. Изучая тенденции и направления мирового искусства стеклоделия, художники стремятся открыть новые выразительные средства, создать свой собственный путь в формировании облика и содержания современного стекла.

   Многие произведения декоративно-прикладного искусства демонстрировались на российских, всесоюзных и международных выставках. Уникальные экспонаты XIX века и современные авторские работы, представленные в экспозиции, были опубликованы в каталоге Gorning Museu of glass (США, 1990 г.), каталогах художественных выставок в Швеции (1990 г.), в Германии (1991 г.)   

НАПРАВЛЕНИЯ И КУРОРТЫ

Туры в СНГ