Туристическая компания Русский вояж

Курорты России, стран СНГ и Прибалтики

 8 (499) 650-77-10 

 8 (499) 650-78-10

 

Туры по регионам России

 

   Александров раскинулся на холмистой равнине вдоль извилистой и некогда полноводной реки Серой. В XIII веке здесь возникло поселение под названием Великая Слобода, которое являлось центром обширного Переяславского княжества, а в 1302 году перешедшее в собственность московских князей.

   После многочисленных татарских набегов и княжеских усобиц, разрушенная местность в XIV веке приобретает новую жизнь и получает название Новое село, впоследствии Александровская Слобода.

   Первым своё внимание на Александровскую слободу обратил отец Ивана Грозного – великий московский князь Василий III, сделавший её «местом для прохлады» (летней резиденцией) во время разъездов по монастырям. По примеру западноевропейских монархов он решил построить здесь «русский Версаль».

  Очарованный красотой природы, богатством охотничьих угодий, близостью к духовной обители, месту своего крещения – Троице-Сергиевой Лавре, великий московский князь направил в слободу лучших русских и итальянских мастеров, тех самых, гением которых был создан Московский Кремль.

   В кратчайшие сроки они возвели роскошный загородный дворец. По завершении строительства всего государева двора был освящён главный храм - Покровская церковь. Событие, запечатленное в летописи, положило начало всей летописной истории Александровской Слободы.

   Здесь имели место посольства Василия III, отдых, увеселения, загородные пиры.

   По-особому относился к слободе Иван Грозный в своих воспоминаниях о рано умерших родителях. В годы его правления она достигла небывалого расцвета. Получивший престол в семнадцатилетнем возрасте, царь Иван всё более тяготился зависимостью от своего окружения, когда неожиданно принял решение покинуть Москву в сопровождении избранных бояр, дворян, приказных людей, 40-тысячного конного войска, забрав с собой всё имущество и казну.

   Пока москвичи пребывали в неведении, загородная резиденция по воле царя становилась столицей Российского государства. После всеобщего недоумения относительно его отъезда и дальнейших шагов, в слободу была отправлена делегация. Челобитная, которую привезли представители высшего духовенства и дворянства, была принята с условием «двор и весь обиход сделать особый». Так было положено начало опричнине, центр которой находился здесь же, в Александровской слободе. В ней Иван Грозный принимал иностранных послов, вершил государственные дела, чередовал кровавые расправы с роскошными пирами. А после страшного пожара Москвы в набег крымского хана Девлет-Гирея, когда от города «не осталось даже обгорелого пня», для третьего брака царя в слободу свозят две тысячи невест.

   Под влиянием византийских идей и обычаев московский государь, приняв титул самодержца всея Руси, постарался, чтобы его любимая резиденция соответствовала своим великолепием царственному величию её хозяина. Слобода расширялась, укреплялась, превращаясь в настоящую крепость. Вокруг неё стояли крепкие заставы, въезд и выезд находился под строгим наблюдением вооружённой стражи. Бревенчатые стены царской резиденции были обложены кирпичом, снаружи её окружали ров и вал. Был возведён царский дворец, приказы, палаты для опричников, построены Успенская и Распятская церковь-колокольня, гранёной формы шатёр, который напоминал центральную церковь Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

   Светские и церковные постройки были украшены выдающимися образцами русской монументальной живописи и изысканной белокаменной резьбой. На берегах реки Серой размещались многочисленные торговые лавки и склады, и был бойкий рынок, куда съезжались русские купцы и иностранные гости. Работали различные дворцово-казённые ведомства, опричная Дума, царский суд, шло управление иностранными делами и дипломатической службой. По доходам слобода занимала первое место в Русском государстве. Она же стала и важным центром развития культуры и просвещения.

   В 1569 году в Александровскую Слободу из Москвы по распоряжению царя была переведена типография. Это была первая провинциальная типография России, где ученик Ивана Фёдорова – Андроник Тимофеевич Невежа – выпустил в 1577г. «Псалтирь». Сюда по приказу царя со всех концов страны были свезены лучшие певцы, музыканты, среди которых крупнейшие мастера хорового пения – Иван Нос, Фёдор Христианин. Сам государь принимал участие в «сочинительстве» музыки. Сохранились созданные им стихиры с надписью «Творение царя Иоанна».

   События, происходившие в слободе, обрастали легендами, былями и небылицами. Бытует множество версий относительно смерти старшего сына Грозного, который попытался вступиться за свою жену во время царского гнева. Отец замахнулся и случайным ударом в висок уложил сына на месте. Спустя четыре дня, несмотря на лечение и молитвы, царевича Ивана не стало. Царь едва не помешался от горя. В похоронной процессии он шёл за гробом сына в Москву. Шёл, бился лбом о крышку гроба, рыдал, просил прощения у покойника, его матери, у Бога. Так он покинул слободу навсегда. Через год после его ухода «в день Рождества Христова гром ударил в великолепный слободской дворец и разрушил часть оного. Молния обратила в пепел богатые украшения и драгоценности…»

   Сохранилась легенда о знаменитой библиотеке Ивана Грозного, спрятанной где-то в подземных тайниках Александровской Слободы. По рассказам учёного-монаха Максима Грека, который прибыл в Россию в начале XVI века, даже в Греции он не видел такого количества книг, как в царской библиотеке. Среди них были редкие уже в то время рукописи, о которых на Западе знали лишь понаслышке, греческие пергаменты, латинские хронографы, древнееврейские манускрипты. Рукописи хранились около покоя царя в трёх двойных сводчатых подвалах. Однако до сих пор, несмотря на длительные архивные поиски и археологические раскопки, библиотека не найдена.

   В настоящее время Александровская Слобода - Музей-заповедник, который расположен на территории Александровского кремля. Она навсегда вошла в российскую историю как знаменитая Александровская слобода - опричная столица Ивана Грозного. Однако судьба ее была определена еще отцом царя Ивана IV - великим московским князем Василием III.  По его повелению лучшими русскими и итальянскими мастерами, строившими Московский Кремль, в Слободе был возведен роскошный дворец.

   В древних памятниках Александровского кремля ныне хранятся прекрасные коллекции музея-заповедника. Не сразу были собраны сокровища музея. Попали они в Александровскую Слободу разными путями. Некоторые были выполнены по царскому заказу для храмов дворцового села, многие поступили в качестве подарков для знатных особ, часть из них спасена из полуразрушенных церквей, иные просто приобретены музеем. Так случилось, что разрозненные произведения искусства, оказавшиеся в Слободе, выходят из разряда рядовых, они отмечены печатью особенности и причастности к лучшим проявлениям русской национальной культуры. Замечательна коллекция икон, в которой имеются редкие, самобытные образцы иконописи XVII-XVIII веков. Она экспонировалась на первой зарубежной выставке древнерусской живописи в Германии.

   Среди сокровищ музея выделяется несколько примечательных памятников русского книжного мастерства XVII века, когда, по мнению поэта и издателя Симеона Полоцкого, Россия стала славу расширять «не мечом токмо, но чрез книги…» В России к книге относились бережно и уважительно, оформляли её тщательно, как произведение искусства. Она заключалась в богатый переплёт из кожи или бархата с накладными серебряными или золочёными изображениями. Оклады Евангелий из собрания музея – прекрасные образцы драгоценного украшения книг.

   Прекрасные образцы драгоценных тканей восточного и западноевропейского производства можно увидеть в музее «Александровская Слобода». Вплоть до начала XVII века дорогие узорчатые ткани, необходимые для церковного и светского обихода, привозили в Россию из многих государств мира: Ирана, Китая, Италии, Испании, Франции. Очень любили на Руси роскошные турецкие ткани. Заморские ткани искусные мастера приспосабливали к русским потребностям и шили из них в соответствии с русской модой одежды, облачения, покрова. Часто они украшались художественной уникальной вышивкой. Чарующую прелесть вышивкам придавал жемчуг – одно из любимых украшений на Руси. Мягко мерцающим жемчугом щедро украшены облачения священнослужителей. Необыкновенно выразительны фрагменты экспонируемых шитых окладов икон XVIII-XIX веков. Сочетая жемчуг с бисером, кораллами, струнцалом и стразами, русские мастерицы-вышивальщицы создали редкие по красоте произведения искусства.

   Памятники Александровской Слободы – редчайший, хорошо сохранившийся древнерусский дворцово-храмовый ансамбль. Он необычайно гармоничен и царственно величав. Древние памятники ансамбля принадлежат великокняжескому строительству XVI века – времени великих перемен в жизни Российского государства. События, связанные с глобальными преобразованиями в стране, с именами величайших политических деятелей, дух эпохи XVI столетия нашли отражение в архитектуре уникальной царской крепости – Александровской Слободы. Крепость до сегодняшнего дня во многом сохранила планировку своей парадной части. До нас дошли сооружения, когда-то поражавшие своей роскошью немало видевших иностранцев. Ансамбль, в строительстве которого принимали участие русские и итальянцы, удивляет неординарными архитектурными открытиями. Над изучением памятников царского строительства работали искусствоведы и архитекторы многих поколений, благодаря чему сооружения Александровской Слободы заняли достойное место в русском искусстве XVI века.  

 

НАПРАВЛЕНИЯ И КУРОРТЫ

Туры в СНГ