Туристическая компания Русский вояж

Курорты России, стран СНГ и Прибалтики

 8 (499) 390-72-10

 8 (499) 650-78-10 

 8 (499) 650-78-10

 

Туры по регионам России

 

 

   Город Вологда был основан новгородцами на пути волока, соединявшего реку Сухону и Шексну. Название «Вологда» с финно-угорского языка переводится как «тихая», «ясная», «светлая». Впервые упоминается в летописях в 1147 году.  

   Это один из древнейших русских городов, расположенных на живописных берегах реки с одноимённым названием.  С приходом новгородцев в этих краях стали строиться небольшие часовенки, затем церкви и храмы, которые являлись центрами духовной жизни города.

   К концу XII века Вологда сделалась крупным торгово-ремесленным городом и служила воротами на Север. Основным богатством жителей были очень ценимые на Западе и Востоке дорогие меха из куницы и соболя. Вологодские земли, богатые рыбой, дичью и пушниной, привлекли внимание Тверского, а впоследствии и Московского княжества.

   Долгое время Вологда была в центре междоусобной войны княжеств, не раз подвергалась нападениям и грабежам. Но уже при Иване III Вологда являлась большим и укреплённым городом, который окончательно перешёл к Московской земле.

   Как начало большого водного пути к Белому морю, Вологда имела большое значение для торговли. Когда в 1555 году Россия заключила торговый договор с Англией, Вологда превратилась в крупный торговый центр. Здесь начинают развиваться кораблестроение и связанные с ним ремёсла. По царскому указу строятся ладьи, украшенные золотыми и серебряными изображениями драконов, слонов и единорогов.

   Царь Иван Грозный стремился сделать Вологду своей северной резиденцией. В городе строится грандиозный кремль и Софийский кафедральный собор. В период Смутного времени город помогал Москве деньгами, посылал ратных людей, храбро оборонялся от неприятеля. Вплоть до XVII века Вологда служила форпостом на Севере, а также торговой пристанью на пути Белое море – Двина – Сухона – Вологда. Вологодские купцы вели торговлю с Голландией, Англией, Данией, Норвегией, городами Ганзейского союза.

   Со строительством Петербурга Вологда утрачивает своё былое назначение торгового центра. В 1708 году входит в состав Архангельской губернии, с 1796 года становится самостоятельным губернским центром, а затем просто провинциальным городом.

   В конце XIX века через Вологду была проложена железная дорога, связавшая её с Москвой, Архангельском, Вяткой и Петербургом. В это же время здесь зародилось знаменитое ремесло – кружевоплетение. Вологодские кружева пользовались большой известностью не только в России, но и за её пределами. Изделия из вологодского кружева получили высокую оценку на Парижской, Брюссельской и других международных выставках.

   С Вологдой связаны многие страницы в истории русской  культуры – здесь создаётся Вологодско-Пермская летопись, и здесь же создаются произведения выдающихся деятелей науки и искусства, таких, как писатель В.Гиляровский, художник В.Верещагин.

   Главная достопримечательность Вологды - кремль, находящийся на берегу реки в самом центре города. Вологодский Кремль начал возводится Иваном IV Грозным, при этом его планируемая территория была в 12 раз больше территории Московского Кремля. Однако,  Ивану Грозному так и не удалось застать момент окончательной постройки Вологодского Кремля - площадь застраивалась постепенно, в течение нескольких столетий.  Поэтому возведённые на ней здания достаточно сильно отличаются друг от друга по стилю.

   В состав Вологодского кремлевского комплекса входят бывший Архиерейский дом, Воскресенский собор и  Софийская колокольня постройки XVII - XIX веков. Колокольня вологодского кремля - самое высокое здание в городе. Её высота составляет около 50 метров. На колокольне установлены часы, регулярно отбивающие точное время. Также, в одном из ярусов колокольни находится смотровая площадка, откуда открывается живописная панорама города и его окрестностей. На территории Кремля собрано немало памятников деревянного зодчества. Сооружения, создающие архитектурный ансамбль вологодского кремля, могут служить примером гармоничного соединения архитектурных стилей трех столетий.

   Пятиглавый Софийский собор – первый каменный храм города, возведенный по образу Успенского собора в московском Кремле. Построен был по указанию и под надзором Ивана Грозного. Вдоль стен собора расположены захоронения вологодских архиереев. В соборе сохранились фрески XVII века.

   Кирилло-Белозерский монастырь - мужской православный монастырь Русской Церкви, на берегу Сиверского озера, в черте современного города Кириллов Вологодской области. Монастырь основали монахи Кирилл Белозерский - последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский в 1397 году. Первоначально был возведён Успенский собор артелью ростовских мастеров. В XVI веке рядом с ним появился малый Ивановский монастырь. В те времена монастырь служил форпостом Московского государства во вражеских землях Новгородской республики. Кирилло-Белозерский монастырь являлся крупным феодалом-землевладельцем. В XV-XVII веках вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой. В конце XV-XVI веков монастырь был одним из центров религиозно-политического течения нестяжателей. В XV-XVII веках монастырь служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати (Вассиан Патрикеев Косой, бояре М. И. Воротынский, И. Шуйский, Б. И. Морозов, Симеон Бекбулатович, патриарх Никон и др.).

   В 1528 году великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного - в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Грозный на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, Иван Грозный, как и его отец Василий III, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря. Сюда в 1542 году был сослан митрополит московский Иоасаф (Скрипицын).

   Монастырь богател, разрастался и, несмотря на большой пожар в 1557 году стал крупнейшим каменным сооружением, уступавшим разве что Троице-Сергиевому монастырю. В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с 8 башнями. Внутри стен стояло 9 каменных церквей, колокольня. С 1924 года Кирилло-Белозерский монастырь – это историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. На территорию музея привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей (церковь Ризоположения (1486 год) из села Бородавы; мельница (XIX век) из деревни Щёлково).  В трапезной палате при церкви Введения (1519 год) расположен Музей икон, обладающий большой коллекцией икон.

   В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли большого Успенского и Ивановского монастырей и территория несохранившейся крепости Острог. Монастырь окружен крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля - Успенский собор 1497 года. Полностью сохранился иконостас Успенского собора, и это является уникальным фактом в истории русского искусства.

   Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник – крупнейший культурный центр Севера России. Основан в 1923 году. В состав музея входит 40 памятников архитектуры (комплекс Архиерейского подворья (Вологодский кремль), включающий Софийский собор и колокольню со смотровой площадкой) где представлены художественные, литературные, историко-этнографические, естественно-научные экспозиции и выставки. Собрание Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника насчитывает более 400 тысяч единиц, включая уникальные произведения древнерусской живописи XIV-XVI веков, масляной живописи, графики, древние рукописи, монеты, археологические и другие материалы. В художественном отделе экспонируются такие всем известные произведения древнерусского искусства, как  Троица Ветхозаветная (Зырянская) XIV века, где остаётся единственный сохранившийся образец зырянской письменности; Богоматерь Толгская (Подкубенская) XIV века, серебряный посох 18 века работы великоустюжского мастера черневого дела Михаила Климшина. А также выставлены произведения вологодских кружевниц, традиционные изделия народных промыслов Русского Севера: северная чернь по серебру, плетение из бересты, роспись, резьба по дереву.  Отделы природы и истории демонстрируют флору и фауну Вологодской земли, дают представление об особенностях исторического развития Вологодского края. Активная выездная выставочная деятельность позволила музею получить всемирную известность. Лучшие образцы собрания музея экспонировались в Ватикане. 

НАПРАВЛЕНИЯ И КУРОРТЫ