Туристическая компания Русский вояж

Курорты России, стран СНГ и Прибалтики

 8 (499) 390-72-10

 8 (499) 650-78-10 

 8 (499) 650-78-10

 

Туры по регионам России

   

 

Впервые Великий Устюг упоминается в письменных источниках в 1207 году. Город был построен на высоком берегу реки владимиро-суздальскими князьями, огорожен с одной стороны рекой, с другой – глубоким оврагом, а далее – топь.

   Эта местность была создана самой природой для возведения здесь крепости. С 1207 года Великий Устюг входит в состав Ростовского княжества. В 1328 году при Иване Калите город был присоединён к Москве.

   Жизнь в Устюге не была мирной. Несколько столетий Великий Устюг выступал в качестве форпоста в борьбе с врагами Москвы. Летописи постоянно упоминали о военных походах устюжских ратных людей. Это и походы на Югру в 1465 – 1489 годах, чтобы привести югорские и вятские земли в подчинение Москве, и участие в присоединении Перми, и поход на Казань.

   Через Великий Устюг проходила река Сухона, а в устье реки Юг стояла Гледенская крепость. Но уже во второй половине XVI века Устюг теряет своё военное значение, оказавшись вдали от границы государства. А его выгодное географическое положение позволило городу быстро стать торговым центром, связывающим Европейскую часть России с Сибирью.

   В середине XVI – XVII веке  Великий Устюг достиг своего наивысшего расцвета в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю. Иван Грозный включил Устюг в число опричных городов. С этого времени за Устюгом утвердился титул Великий, вошедший в официальные документы XVI века.

   Торговые связи города распространились по всем землям, различные товары везли в Великий Устюг из городов – Ярославль, Вологда, Тотьма, Галич. Устюг стал центром художественных ремёсел, где изготавливались: разноцветная эмаль, серебряная филигрань, резьба по бересте, оковка жестью с прорисовкой морозных узоров, чеканка, шитьё бисером, изготовление изразцов для облицовки печей.

   В XVII веке  был построен обширный Гостиный двор. С 1719  по 1796 год  город служил также центром Великоустюжской провинции Вологодского наместничества, затем уездным городом Вологодской губернии.

   Но постепенно в течение XVIII века Великий Устюг утрачивает былое торгово-экономическое значение – основные торговые пути переместились к Балтике. Провинциальный, захолустный, небольшой уездный городок – таким стал Великий Устюг во второй половине XIX -  начале XX века.

   Огромные просторы были открыты, освоены и описаны в XVII – XVIII веках. Великий Устюг  был родиной великих мореходов «землепроходцев» - Семёна Дежнёва, Федота Попова, Ерофея Хабарова.

   Великий Устюг - город-музей. Храмы XVII - XVIII веков, купеческие особняки и лавки XVIII - XIX веков формируют ансамбли улиц и переулков старого города. И среди них 20 памятников архитектуры находятся в ведении государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Экспозиции музея-заповедника позволяют получить представление о богатой истории одного из древнейших городов России – Великого Устюга, его культуре и природе края.

   К числу памятников музея-заповедника относятся Михаило-Архангельский монастырь, Соборное Дворище, Троице-Гледенский монастырь, Церковь Вознесения на Торгу, Церковь Жен Мироносиц, Церковь Николы Гостиного, Дом Усова, Успенский собор и колокольня, Собор Прокопия Праведного, Церковь Симеона Столпника, Церковь Богоявления. В интерьерах соборов: Успенском, Прокопиевском, Михайло-Архангельском, церкви Вознесения, Дмитрия Солунского музей-заповедник имеет возможность показать резные золоченые многоярусные борочные иконостасы XVIII в, которые относятся к шедеврам искусства. Это - иконостас собора Троицкого, Троице - Гледенского монастыря.

   Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник является неотъемлемой частью архитектурной жемчужины Великого Устюга, который по праву называется городом - музеем под открытым небом.

   Искусство Великого Устюга отличается удивительной уравновешенностью и изысканностью. За 80 лет существования музея сформировались коллекции иконописи, лицевого шитья, живописи, народного искусства и знаменитых промыслов Великого Устюга - резной шемогодской бересты, черни по серебру, просечного железа, художественной ковки металла, финифти, филиграни, "мороза" по жести.

   Музейное объединение может гордиться своими художественными коллекциями, которые экспонировались в Японии, Ватикане, Италии, Греции, на Кипре. Живопись представлена работами известных русских художников конца XVIII - начала XX века: Ф.Рокотова, И.Макарова, Б.Кустодиева, В.Кандинского, В.Боровиковского, Д.Левицкого, К.Маковского, А.Боголюбова, И.Репина. Коллекция декоративно-прикладного искусства включает фарфор Императорского фарфорового завода, фарфор Кузнецова, Гарднера, Мейсена, стекло эпохи Екатерины II и Павла I, бронзу работы Томира и других известных французских и русских мастеров XVIII - первой половины XIX века. 

   Центральный великоустюжский соборный комплекс, более известный как Соборное дворище, с древнейших времен до наших дней определяет собой архитектурный облик города. Соборный комплекс на Сухоне является древнейшим устюжским ансамблем, возникновение которого было неразрывно связано с основанием самого Устюга и может быть отнесено к середине XII века. В 1619 - 1622 годах здесь возводится первый в городе каменный Успенский храм. Во второй половине XVII века появляются каменные соборы Иоанна и Прокопия Устюжских, посвященные местночтимым святым, а затем зимние церкви ансамбля. Одновременно при соборах сооружаются каменные шатровые колокольни, значительно обогатившие общую композицию всего комплекса.

   По сравнению с другими ансамблями города, Соборное дворище претерпело гораздо больше изменений и дополнений, произведенных в XVIII, XIX и XX веках и значительно изменивших его первоначальный облик. 

   На высоком берегу реки Суры близ впадения ее в Волгу в начале XX века находился Михаило-Архангельский мужской черемисский общежительный монастырь. Эта обитель являлась одним из крупнейших в западной части края центров христианского просвещения. Расположенный вдали от крупных административных городов монастырь был светочем православной культуры среди местного марийского и чувашского населения. К началу XX века монастырь был опоясан каменной стеной с башнями, Святыми вратами. Первая монастырская церковь была деревянной во имя Архистратига Михаила, освященная Архиепископом Казанским Антонием в сентябре 1871 года. Монастырь имел свою библиотеку, иконную “лавочку” с широким выбором православной литературы, календарей, портретов коронованных особ и картин духовного содержания. Михаило-Архангельский монастырь имел обширное хозяйство. Большой вклад в процветание обители на Суре внесли игумен Паисий, иеромонах, а затем игумен Амвросий. Настоятелем являлся с 1902 года архимандрит Аркадий. Гордостью монастыря была его школа — опора православия, образования и единения марийского населения с русским народом. С 1874 по 1895 гг. в ней обучалось более 700 мальчиков из близлежащих марийских селений. После революции и гражданской войны монастырь был закрыт. Его строения пришли в запустение. В советский период монастырь был разрушен.

   Троице-Гледенский монастырь — недействующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга, при слиянии рек Сухоны и Юга. В настоящий момент входит в состав Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Находится на том месте, где в Средние века стоял русский город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же, в конце XII века, появился и мужской монастырь, освящённый в честь Живоначальной Троицы. В 1697 году в Троице-Гледенском монастыре учреждается архимандритское правление. Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века: на средства богатых устюжских купцов был построен каменный Троицкий собор, затем — теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег. В 1784 г. были завершены работы по созданию нового иконостаса, длившиеся 8 лет. Иконостас сохранился и знаменит своей резьбой по дереву. Троицкий собор с иконостасом – уникальный памятник. Для выполнения работ по резьбе иконостаса были приглашены известные мастера братья Богдановы. Используя традиционные для XVIII мотивы, они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм. Иконы отличаются изяществом и тонкостью рисунка, богатой цветовой палитрой. Написаны устюжскими иконописцами купцами А.В.Колмогоровым, Е.А.Шергиным и протоиреем устюжского Успенского собора В.А.Аленевым. Редкостный иконостас, возрождённый в 70-е годы XX века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице-Гледенский монастырь.  

НАПРАВЛЕНИЯ И КУРОРТЫ