Туристическая компания Русский вояж

Курорты России, стран СНГ и Прибалтики

 8 (499) 650-77-10 

 8 (499) 650-78-10

 

Достопримечательности Московской области

Большие Вяземы – крупный поселок городского типа, находящийся в 20 километрах от города Одинцово в Московской области. Вяземы тесно связаны с именем Пушкина. Все детство, вплоть до поступления в лицей, Александр Сергеевич провел в усадьбе Захарово, находящейся по соседству с Большими Вяземами. Захарово принадлежало бабушке поэта по материнской линии, Марии Алексеевне Ганнибал. Именно в Захарово и Вяземах Пушкин впервые знакомится с русской природой, с жизнью помещиков и крестьян, здесь начал писать свои первые стихи. В имении Марии Алексеевны не было храма, и Пушкины ездили в Вяземы на церковные службы. На одном из балов, устроенных в Вяземах, поэт впервые встретился с Натальей Гончаровой. Два имения нашли отражение в поэме «Евгений Онегин». Захарово стало прототипом усадьбы Лариных, а Большие Вяземы – Онегинским домом. Дворец Голицына, владельца усадьбы в Больших Ваземах, именуют Домом Пиковой дамы. Пушкин никогда не скрывал, что прообразом главной героини повести была княгиня Н.П. Голицына, мать хозяина имения Вяземы.  В России о Больших Вяземах было известно с 1556 года. Здесь можно было остановиться для того, чтобы поменять лошадей и отдохнуть перед прибытием в Москву – еще не усадьба, а ямская станция, Большие Вяземы были последней остановкой на Смоленской дороге перед прибытием в столицу. Здесь часто назначались встречи с иноземными послами, не удостоенными чести быть принятыми в царских палатах. Возможно, именно политическая важность сыграла решающее значение в том, что в 1586 году Большие Вяземы были пожалованы Борису Годунову. Он сразу развернул на ям-станции строительство. Были воздвигнуты Никольская церковь, храм Преображения Господня, барский дом . Закладывается Иоанно-Богословский монастырь, строится здание ярмарки. Борис Годунов окружает все эти постройки деревянной стеной с пятью сторожевыми башнями. Большие Вяземы превратились в крепость. В годы Смуты Большие Вяземы становятся загородным дворцом Лжедмитрия. В 1606 году здесь останавливается Мария Мнишек. Она привезла с собой многотысячную свиту и пробыла во дворце совсем недолго. А после ее отъезда в усадьбе Большие Вяземы вспыхнул сильный пожар, уничтоживший большую часть имения. Пришедший к власти Михаил Федорович, основатель династии Романовых, в 1618 году приписал усадьбу Большие Вяземы к дворцовому ведомству. В 1694 году, благодаря Петру Первому, усадьба становится собственностью Бориса Голицына и с тех пор Большие Вяземы навсегда связаны с родом Голицыных. Сподвижник первого российского императора положил много сил на возрождение Вязем. Сам же Петр I всего два раза приезжал в Большие Вяземы – в 1701 и 1705 годах. В Больших Вяземах, помимо господского дома, были суконная фабрика, две мельницы, конский завод и плотина. Село насчитывало 30 дворов. В конце XVIII века здесь был выстроен дворец, вокруг которого разбили красивый парк. По нему прогуливался А.С. Пушкин, приезжая в Вяземы. В 1812 году в Больших Вяземах останавливались и Кутузов, и Наполеон. Но документальных подтверждений этому не сохранилось. В Больших Вяземах бывали также Павел I, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой. В настоящий момент Большие Вяземы являются  Государственным историко-литературным музеем-заповедником Пушкина, состоящим из двух усадеб – Захарово и Большие Вяземы.  

Город Бронницы расположен на высоком берегу Москвы-реки. Сведения о местности, где он вырос, уходят в далекое прошлое. В течение веков был овеян легендами здешний Боровский (Мячковский) курган. На нем обнаружено древнее городище начала нашей эры. При археологических раскопках в нижних слоях кургана обнаружены остатки посуды дьяковского типа, пряслица, точильные камни. Найдено много материалов и о славянских племенах, что свидетельствует о раннем заселении бронницкой округи. Однако когда в 1237 г. татаро-монгольские войска Батыя разорили Коломну и двинулись на Москву, вся эта местность была разорена, а жители уничтожены. В период нашествия на Москву крымских татар курган играл роль сторожевого поста, откуда подавались сигналы о приближении неприятеля. Название села Бронницы (Бронничи) по преданию связано с тем, что здесь жили мастера-бронники, которые занимались изготовлением лат и кольчуги. По другой версии, свое название город Бронницы ведет от древнего русского слова "брань" - битва. В тех местах, где он стоит на полпути от Коломны до Москвы, происходили частые брани русских с татарами. Впервые село Бронничи упоминается в духовной грамоте великой княгини Софьи Витовтовны, жены великого князя Василия I Дмитриевича, от 1453 г. Княгиня завещала его вместе с другими коломенскими селами своему внуку Юрию Дмитриевичу. Спустя 19 лет по духовному завещанию князя Юрия село было передано Боровскому Пафнутьеву монастырю. От XVI века о селе осталось лишь одно летописное упоминание. В 1571 г. Иван Грозный со своими опричниками проезжал через Бронницы по пути в Серпухов и, возможно, останавливался там. Вероятно, к этому времени село было уже царской вотчиной. В период польско-литовской интервенции поблизости от Бронниц происходили сражения между царскими и польскими отрядами. О некоторых из этих сражений 1608 г. упоминается в "Новом летописце". В дальнейшем в течение более 200 лет история села Бронницы неотделима от истории дворцового конного завода. Создание его объясняется тем, что поблизости находились в пойме Москвы-реки великолепные заливные луга - прекрасная кормовая база для лошадей. Уже в 1634 году в царствование Михаила Федоровича Романова в селе существовала "государева кобылячья конюшня". Здесь стояли лошади редких пород, подаренные первым Романовым правителями других стран. Население Бронниц было занято ее обслуживанием. В селе имелась деревянная церковь Михаила Архангела, на месте которой в самом начале XVIII веке был каменный Архангельский собор построен в стиле московского барокко - выдающийся памятник русской архитектуры. В 1706 году Петр I передал конный завод в Бронницах с приписными крестьянами из дворцового ведомства в личное владение князю А. Д. Меншикову. По указу Петра II в 1728 году Бронницкий конный завод был снова передан в ведомство дворцового Конюшенного приказа. В 1737 году на заводе был построен конюшенный каменный двор, а в 1755 году - каменные конюшенные здания на 152 стойла. В 1740 году на конном заводе содержалось 266 лошадей различных пород: арабской, персидской, испанской, итальянской, английской, черкасской, кабардинской и русской. Заводские лошади использовались для манежной и верховой езды. Конный завод в Бронницах считался крупным и по количеству лошадей превосходил Хорошевский, Коломенский и другие заводы дворцового ведомства. Во время Отечественной войны 1812 года под Бронницами развернулись военные действия. С Боровского кургана М. И. Кутузов наблюдал за отходом русской армии из Москвы. Когда русская армия, оставив Москву, направилась на юг по Рязанской дороге, М. И. Кутузов совершил знаменитый Тарутинский марш-маневр. 3 и 4 сентября 1812 года после переправы через Москву-реку основные силы русских войск он повернул на Калужскую дорогу. На Рязанской дороге действовали казачьи части полковника Ефремова. Полагая, что русская армия движется к Бронницам, наполеоновские войска устремились по Рязанской дороге. На борьбу с французами вышли многие сотни русских крестьян из окрестных деревень Бронницкого уезда, причиняя им всевозможный вред. В середине сентября 1812 года под Бронницами произошло ожесточенное сражение. В 1845 году конный завод в Бронницах был упразднен и все приписные к нему крестьяне с землями отошли в ведомство московской Дворцовой конторы. В помещениях завода расквартировали конный полк. Бронницкое купечество в конце XVIII - начале XIX века занимало не последнее место в торговых операциях Московской губернии. Так, по своей численности оно занимало четвертое место после Вереи, Коломны и Серпухова, опередив даже такой развитый город, как Дмитров. По сумме годового купеческого капитала бронницкие купцы занимали пятое место после Коломны, Вереи, Серпухова и Дмитрова. В Бронницком уезде ежегодно проводилось девять ярмарок в шести селах (Новорождествено, Мячково, Шубино, Софьино, Ильинское, Рудинский погост На ярмарках кроме съестных припасов шла торговля главным образом шелковой, полушелковой и бумажной материей, а также деревянной, глиняной, фаянсовой и фарфоровой посудой. На этих ярмарках наряду с местными крестьянами активно торговало бронницкое купечество. Бронницкие купцы содержали бумаготкацкие, свечные, кирпичные и другие мануфактуры, как в городе, так и в уезде. Главной экономической направленностью города стало обслуживание крупного торгового тракта, а наличие поймы Москвы-реки способствовали развитию в городе огородничества и садоводства. В конце XVIII - середине XIX века половина жителей города имели сады и огороды, "от которых получали довольную прибыль". В садах выращивались плодовые яблоневые деревья, а в огородах сажали и сеяли капусту, огурцы, морковь, свеклу, горох, бобы и прочие овощи. Некоторые жители города занимались также хлебопашеством и животноводством. Любопытно, что в декабре 1901 году московский губернатор издал специальное обязательное постановление для города Бронницы о мерах по безопасности от домашних животных, которые ходили по улицам и переулкам города. Железная дорога на Коломну, построенная в 1862 году, прошла в 11 км в стороне от Бронниц. К XX веку Бронницы являлись небольшим полуаграрным городом со слабо развитой промышленностью, направленной на обеспечение местного спроса и обслуживание торгового тракта Москва - Коломна. Однако город имел значительный торговый оборот и был административным центром крупного и развитого уезда. В Бронницком уезде были два ярко выраженных фабричных района. Один из этих районов сложился в Раменской волости вокруг прядильно-ткацкой фабрики Малютиных, второй в Гжельской волости - центре производства фарфоровых, фаянсовых и простых глиняных изделий. В Усмерской волости находились два крупных бумаготкацких заведения. С Бронницами и его окрестностями связаны имена ряда выдающихся русских деятелей. В конце XVIII - начале XIX века многие годы жил в селе Авдотьине бывшего Бронницкого уезда выдающийся русский просветитель, писатель и общественный деятель Н.И. Новиков, который содействовал распространению просвещения в России, издавал журналы и книги. До сих пор сохранился его дом и построенные им избы для крестьян. В Авдотьино неоднократно приезжал художник А.Н. Венецианов. В имение Талызиных Денежниково приезжал А.В. Суворов. Здесь протекала жизнь сосланных декабристов - братьев Фонвизиных (племянников Д.И. Фонвизина) и И.И. Пущина. После поражения восстания декабристов в имение Марьино был сослан И.А. Фонвизин. В Марьино провел последние два года своей жизни после возвращения из Сибири И.И. Пущин, он написал здесь "Записки о Пушкине", вел переписку с оставшимися в живых декабристами и их родственниками. Могилы декабристов И.И. Пущина и Фонвизиных находятся в центре города у стен Архангельского собора. Много лет была связана с Бронницами жизнь и деятельность внука А.С. Пушкина - А.А. Пушкина, небольшое имение которого находилось недалеко от села Авдотьина в деревне Ивановское. В настоящий момент Бронницы являются одним из интереснейших экскурсионно-туристических центров юго-востока Московской области    

Верея - старинный русский город Наро-Фоминского района. Находится он в 110 километрах от Москвы и в 40 километрах к западу от Наро-Фоминска, на крутом берегу реки Протвы (приток Оки). Над рекой, на обрывистом холме, сохранилось земляное городище. Это древнейший памятник Вереи, ее земляной кремль. Первые упоминания в летописях о Верее относятся к XIII веку. В XIV-XV веках она была центром удельного княжества и находилась во владении внука Дмитрия Донского - князя Михаила Андреевича. Верейское княжество занимало территорию по верхнему и среднему течению Протвы с центром в городе Верее. В состав владений верейского князя входили также город Белоозеро и, согласно договору 1450 года с великим князем Василием Темным, ряд волостей Звенигородского уезда. Верейское княжество существовало с 1432 по 1486 год. После смерти Михаила Андреевича оно было присоединено великим князем Иваном III к московским владениям. Это отвечало интересам народа. Верея была пограничной крепостью на западе Русского государства и вместе с Можайском представляла собой ворота, всегда закрытые на крепкий "запор" (слово "Верея" на древнерусском языке обозначает воротный столб, на который навешиваются ворота). Оборонное значение Вереи усиливалось еще и тем, что она охраняла торговый путь по Протве от Оки. Неприступность верейской крепости определялась ее удачным месторасположением на крутом взгорье, окруженном с трех сторон водой. Верея была защищена двойным валом и рвом, двумя глубокими оврагами и тридцатиметровым обрывом со стороны Протвы. Верейскую крепость ни разу не смогли взять интервенты. Дважды осаждали Верею литовские войска князя Ольгерда - в 1368 и 1370 годах, монголо-татарские конные орды Едигея в 1408 году и польско-литовские отряды в начале XVII века. Верея, стоявшая как несокрушимый щит на подступах к Москве, дала им отпор. К концу XVII века, когда границы Русского государства продвинулись на запад, Верея утратила свое оборонное и торговое значение. С 1782 года Верея стала уездным городом Московской губернии. В городе сохранился ряд историко-архитек

турных памятников XVI-XIX веков. Наиболее древний из них - собор на городище, который был заложен в 1552 году. В 1782 году в результате территориально-административной реформы Верея стала центром Верейского уезда. Это было время бурного развития города. Верея становится известным центром торговли и кустарных промыслов, прежде всего это кожевенное, сапожное и кузнечные ремесла. Энергичные и предприимчивые верейские купцы вели торговлю по Протве и Оке, в то время одной из важнейших торговых артерий страны. Через Можайск купцы отправляли товары на Гжатскую пристань и Смоленский тракт. Грузы следовали в Торжок, Вышний Волочек, Петербург и даже в Кенигсберг и Данциг. Верея славилась также садами, отменным луком и чесноком. Разбогатевшие купцы вкладывали деньги в строительство церквей и домов. В 1787 г. Верея занимала первое место в Московской губернии по численности населения (5,9 тыс. чел.). Примечательно, что воеводой в конце 18 века был Ф.А.Полунин, автор первого географического словаря в России. В 1812 г. Верея была разорена французами. Изгнание французов из Вереи произошло во многом благодаря заслугам генерала И.С.Дорохова. В 1815 г. он был похоронен в подклете Рождественского собора Вереи. Примечательно, что сам Наполеон останавливался в Верее и ночевал в доме Стрепихеевых. Годы Великой Отечественной войны оставили на городе свой отпечаток. В окрестностях города в 1941 году проходили ожесточенные бои, с октября 1941г. по январь 1942 г. Верея была оккупирована немецко-фашистскими войсками. В городе действовала подпольная комсомольская организация. Члены этой организации были казнены захватчиками. На доме, где они слушали радиоприемник, установлена мемориальная доска. Верея в настоящее время самый маленький город Московской области, но один из самых уютных городков области, в основном сохранивший архитектурный облик XVIII – XIX веков. Только в Верее можно почувствовать атмосферу уездного города XIX века, ведь сохранил планировку, которую утвердила императрица Екатерина Великая. В Московской области только в Верее сохранились и восстановлены классические торговые ряды конца XVIII - начала XIX веков. Здесь на Верейском городище (или Верейском кремле), где был княжеский двор, печатались верейские деньги и по старинной легенде зарыт камень Алатырь. Великолепные виды открываются с городища на город. Именно Верею знаменитый русский биолог и геолог Карл Рулье сравнил со Швейцарией - "Подмосковная Швейцария». На городище можно полюбоваться памятником герою войны 1812 года генерал-лейтенанту Ивану Семеновичу Дорохову, узнать об уникальной истории этого памятника, а в Рождественском соборе, строительство которого началось во времена царствования Ивана Грозного, и в котором он неоднократно бывал, поклониться праху Дорохова, а также приложиться к мощам великомученика архиепископа Верейского Илариона. На городской торговой площади находится старинная часовня великомученицы Параскевы Пятницы, в которой хранится уникальная чудодейственная резная икона Параскевы XVII века. К иконе приходят молиться за процветание торговли и успех в делах.

 

Первое упоминание о Волоке Ламском относится к 1135 году. Волок на Ламе служил транзитным путём из Новгорода и далее по реке Оке. Первоначально поселение, ставшее затем городом, входило в систему торгового речного пути в Московские, Рязанские и Владимирские земли. Новгородские торговые караваны, дошедшие по воде до реки Ламы, переволакивали в верховье реки Волоши. Новгородцы в X-XI веках создали здесь торговый пункт, который так и назвали – Волок Ламский. Впоследствии город вёл оживлённую торговлю, став также и крупным ремесленным центром. Помимо своего торгово-ремесленного назначения Волок Ламский сделался пограничным пунктом на Новгородской земле, приобретя при этом важное военно-стратегическое значение. За него на протяжении веков вели борьбу Великий Новгород и владимиро-суздальские князья. В 1160 году Андрей Боголюбский завоевал город и стал строить в нём крепость, окружив её высоким земляным валом и стеной. В 1238 году Волок Ламский был разорён монголо-татарским ханом Батыем. До середины XV века в Волоколамске собирались войска Твери, Москвы и Новгорода. Город нередко осаждали литовские войска и татары. К середине XV века Волоколамск превратился в удельное Волоцкое княжество с центром в Волоколамске. Волоцкие князья, владевшие на тот момент городом, всячески укрепляли его и застраивали. В Волоколамске возникали слободы, в которых селились ремесленники – кузнецы, пушкари, кожевенники. В городе также было воздвигнуто множество церквей во имя святых, покровительствующих торговле. А пять монастырей на территории Волоколамска защищали его от нападения врагов. В 1513 году после объединения Московского государства, Волоцкое княжество становится одним из его владений. В Смутное время в 1611 году, в окрестностях Волоколамска велась партизанская война. Волоколамск отражал штурмы польско-литовских войск. После вражеских интервенций город был полностью разорён. И восстановившись ко второй половине XVII века, уже утратил своё военно-стратегическое значение. В 1781 году Волоколамск становится уездным городом. В конце XVIII века здесь строились каменные дома, а в 1790 году открылось первое учебное заведение. В первой половине XIX века в Волоколамске процветал ткацкий промысел. Более ста кустарных предприятий изготавливали ткани. В конце XIX – начале XX века Волоколамск оставляет за собой статус города, где основными занятиями жителей были огородничество, мелкая торговля и промыслы. Прошлое Волоколамска наглядно запечатлено на его гербе. Герб представляет собой щит, разделённый надвое. В верхней его части помещается Московский герб, а в нижней изображены древние земляные укрепления, как знак мужественной обороны от польских врагов в начале XVII века.  

Гжель  - небольшое село, название которого стало символом неповторимого искусства и народного мастерства. Также гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.  Издавна Гжель славилась своими глинами, широкая добыча разных сортов  велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». История промысла начинается с XVIII века, мастера гжели делали обычную для того времени гончарную посуду, изготавливали кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Считается, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год. Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру и, создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. В середине XVIIIвека в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики начало распространяться в Коломенский, Серпуховский и другие уезды Московской губернии. Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики. Особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов - особых сосудов, квасников. Работа требовала большого терпения и мастерства - роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. В течение многих десятилетий мастера гжели создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. История промысла отражена во многих изделиях, сохранившихся до наших времен. Многие образцы хранятся  теперь в коллекциях Эрмитажа, Государственном объединенном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее, Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Саратовском  государственном  художественном музее им.А.Н.Радищева  и многих других.  Кувшины и квасники, большие тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды), чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Но, к сожалению, полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели. К 1812 году в истории гжельского промысла уже насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Н. Гусятников, И. Срослей, И. Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.  Увлечение фарфором, поддержанное большим спросом на него, привело к постепенному сокращению производства майолики. С начала XVIII века фарфор и фаянс заняли господствующее положение в гжельском промысле. Ощущался экономический расцвет производства. Крестьянские мастерские перерастали в небольшие заводы. Традиционные изделия - кувшины, кумганы, блюда - дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов. Посудные изделия дополняла скульптура, изображающая жанровые сцены. При наличии крупных фарфоровых заводов - конкурентов Гжели - промысел сохранял в фарфоре характер народного искусства с его наивной трактовкой изображений и непосредственным отбором мотивов и сюжетов из окружающей жизни. Со второй половины XIX века работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. Сегодня научно-производственное объединение «Синь России» - головное предприятие уникальной гжельской продукции, и основная достопримечательность Гжели. Ведь это удивительное место, где невероятным образом сочетается производство глиняных шедевров с самой настоящей сельской идиллией! На территории фабрики находится уникальный мини-зоопарк экзотических животных, пасторальная мельничка на берегу живописного прудика с лебедями – любимое место отдыха гжельских искусниц, а сами гжельские мастерицы под веселую народную музыку работают в ярких русских сарафанах... Вся обстановка располагает к удивительным творческим открытиям, и каждый турист может принять участие в увлекательных мастер-классах гжельской росписи, открыв в себе порой неожиданные таланты. После увлекательного знакомства с чудом рождения ярких сине-белых шедевров, в магазине при фабрике можно будет приобрести понравившиеся сувениры по фабричным ценам. Одна из природных достопримечательностей Гжели и место паломничества жаждущих исцеления людей – чудотворный святой источник Феодоровской Божией Матери. В народе его называют Кунай-колодец. По вере своей, каждый приходящий и принявший благодать святой воды человек, уходил отсюда исцеленным. Особенно источник славится исцелениями детей. К православным достопримечательностям и святыням Гжели также относятся великолепная Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1859 году в селе Гжель, красивейшая Вознесенская церковь в селе Речицы и потрясающий старообрядческий храм Георгия Победоносца в Новохаритоново. От Москвы до Гжели – всего 57 км. Увлекательные экскурсионные туры в Гжель, в эту «столицу Сини России» - чудесная возможность знакомства с удивительным русским народным промыслом.  

НАПРАВЛЕНИЯ И КУРОРТЫ

Туры по регионам России