Туристическая компания Русский вояж

Курорты России, стран СНГ и Прибалтики

 8 (499) 650-77-10 

 8 (499) 650-78-10

 

Корпоративные экскурсии

 

Богородский художественный промысел игрушки и скульптуры вырос на основе глубоких традиций древнерусского искусства. Его культурные истоки связаны с Троице-Сергиевым монастырём – крупным центром художественных ремёсел Московской Руси, с местной школой прикладного искусства. Укоренившийся здесь традиционный ремесленный труд и живая фольклорность коллективного творчества обеспечили жизнедеятельность народного производства игрушек на протяжении нескольких столетий. С помощью игрушек из рук в руки передавался младшему поколению жизненный и культурный опыт отцов и дедов.

   На живописном холме, на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское - село старинное. В 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.

   Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

   Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.

   В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

   Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

   Сегодня в коллекции изделий богородских мастеров находятся во многих музеях нашей страны. В своих произведениях мастера ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву» часто обращаются к образам православия, фольклора, изучая и творчески осваивая традиции древнерусского искусства, овладевая новыми видами и жанрами работ.

 

Сергиево-Посадский район, п.Богородское, д.79

 

  Простой крестьянин из-под Нижнего Новгорода, Никон ещё в юности зачитывался писаниями святых отцов церкви и видел в священнодействии своё предназначение.  Некто с даром пророчества, увидев юношу, предсказал ему вершить большие церковные и государственные дела.  Но не очень верилось в такое. Однако   судьба  распорядилась по-своему – смерть детей сильно потрясла Никона и он увидел в этом провидение Божие.      Он постригся вместе с женой в монахи и благодаря личной энергии быстро выдвинулся в игумены. Он произвёл большое впечатление на царя Алексея Михайловича, сделался его духовником и скоро стал патриархом Русской православной церкви, добившись от царя обещания полного доверия. Патриарх Никон затеял привидение церковного богослужения в полное соответствие с древними установлениями, повелел выправить от накопившихся ошибок церковные книги, изменить некоторые обряды, ввести троеперстное крещение.

   Новый патриарх решил создать новый центр русской святости, как бы повторить на Русской земле Святую землю, святой город Иерусалим. По приблизительному подобию иерусалимских храмов были построены храмы нового Воскресенского монастыря, так и названного Новоиерусалимским, - и в том числе даже «подземная» церковь, повторяющая ушедшую в наросшие культурные слои церковь Константина и Елены. Никон и окрестностям дал палестинские названия: ручей у стен был назван потоком Кедронским, река Истра – Иорданом, берёзовая роща у монастыря – Гефсиманским садом. Да и в отдалении были выстроены часовни, обозначающие как бы города Иудеи. Он хотел доказать величие русской церкви, духовной власти.  «Священство выше царства, - писал Никон, - патриарх есть образ жив Христов и одушевлён».

   Основанный в середине 17 века Патриархом Никоном, монастырь был задуман как подмосковная «Палестина» с Воскресенским собором – точным подобием храма Господня в Иерусалиме.

   Простой крестьянин из-под Нижнего Новгорода, Никон ещё в юности зачитывался писаниями святых отцов церкви и видел в священнодействии своё предназначение.  Некто с даром пророчества, увидев юношу, предсказал ему вершить большие церковные и государственные дела.  Но не очень верилось в такое. Однако   судьба  распорядилась по-своему – смерть детей сильно потрясла Никона, и он увидел в этом провидение Божие. Он постригся вместе с женой в монахи и благодаря личной энергии быстро выдвинулся в игумены. Он произвёл большое впечатление на царя Алексея Михайловича, сделался его духовником и скоро стал патриархом Русской православной церкви, добившись от царя обещания полного доверия. Патриарх Никон затеял привидение церковного богослужения в полное соответствие с древними установлениями, повелел выправить от накопившихся ошибок церковные книги, изменить некоторые обряды, ввести троеперстное крещение.

     Новый патриарх решил создать новый центр русской святости, как бы повторить на Русской земле Святую землю, святой город Иерусалим. По приблизительному подобию иерусалимских храмов были построены храмы нового Воскресенского монастыря, так и названного Новоиерусалимским, - и в том числе даже «подземная» церковь, повторяющая ушедшую в наросшие культурные слои церковь Константина и Елены. Никон и окрестностям дал палестинские названия: ручей у стен был назван потоком Кедронским, река Истра – Иорданом, берёзовая роща у монастыря – Гефсиманским садом. Да и в отдалении были выстроены часовни, обозначающие как бы города Иудеи. Он хотел доказать величие русской церкви, духовной власти.  «Священство выше царства, - писал Никон, - патриарх есть образ жив Христов и одушевлён».  

С момента основания и до настоящего времени Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» располагается на территории православной святыни и выдающегося памятника архитектуры XVII-XVIII вв. – Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в г.Истре.

   Это один из старейших и влиятельных музеев Московской области. Начало его истории относится к 1920 году, когда на базе художественных сокровищ упразднённой к тому времени обители был создан историко-художественный музей.

   В конце 1920-х и в течение всех 1930-х годов музейное собрание продолжало пополняться. После ликвидации «дворянских» музеев в фонды музея поступили материалы из Яропольца, Царицыно, Никольского-Урюпино, Братцево, Остафьево.

   В 1980 г. на территории, прилегающей к монастырю с запада, был открыт музей деревянного зодчества, ставший отделом областного музея.

   В 1991 г. Музей уже в новых условиях поменял профиль и получил название, которое носит и поныне.

   В 1994 г. Правительство РФ приняло решение о поэтапной передаче зданий и сооружений монастырского ансамбля в пользование РПЦ. На первом этапе были переданы Воскресенский собор, церковь Рождества Христова, скит Патриарха Никона, восточный Братский корпус и две башни.

   В настоящее время в собрании музея хранится около 170 тысяч музейных предметов, многие из которых составляют золотой фонд отечественного культурного наследия. Коллекции музея представлены предметами церковного искусства, прекрасными образцами живописи XVIII – XX вв., русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства, собраниями русских книг, документов, археологии и этнографии.

   Музей «Новый Иерусалим» является не только крупным научно-методическим и экспозиционным центром, хранилищем исторических материалов и художественных ценностей национальной культуры. Это также и крупный туристический и паломнический центр. В музее регулярно проходят концерты духовной и классической музыки с приглашением известных исполнителей. Крупным событием культурной жизни Подмосковья стало ежегодное проведение Пасхального детского фестиваля «Святися, Свтися Новый Иерусалим…» Большой известностью и популярностью пользуется Праздник Славянской письменности и культуры, который в музее проводится уже 12 лет.

   Уникальные памятники архитектуры Нового Иерусалима, памятники деревянного зодчества (мельница, изба, часовня XIX вв.), расположенные в живописном парке, примыкающая территория к монастырскому комплексу с источниками и рекой Истрой, именуемая Гофсиманским садом – всё это неизменно привлекает посетителей в это знаменитое место.

 

Историко - архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим"

- один из старейших государственных музеев в Подмосковье. Он хранит многочисленные историко - художественные ценности (археологические и этнографические коллекции, русское и зарубежное изобразительное и декоративное искусство, иконопись, лицевое и орнаментальное шитье, документы, рукописные и редкие печатные книги, медное литье, предметы быта разных эпох). Но главным объектом изучения и экспонирования является сам монастырский ансамбль - история его создания, архитектурные и художественные достоинства, процесс его реставрации.

   Сегодня музей "Новый Иерусалим" - один из крупнейших в Московской области. Его экспозиции занимают огромное двухэтажное здание Трапезных палат и Выставочный корпус за монастырскими стенами. В 1970 - 80-е годы в парковой зоне монастыря было положено начало музею под открытым небом, в составе которого памятники народного дерервянного зодчества: церковь Богоявления, часовня, крестьянская усадьба Кокориных с интерьером и ветряная мельница. Эта экспозиция знакомит посетителей музея со строительной культурой и бытом крестьян Подмосковья в XVIII - XIX в.в.. Ежегодно музей посещают около 200 тысяч человек.
 
   В 1995 году после 75 - летнего перерыва в старинной обители была возобновлена иноческая жизнь. В настоящее время в монастырских стенах находятся Ставропигиальный Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (настоятель - архимандрит Никита) и Историко - архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим".
Вход на территорию Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря бесплатный, но посещение выставок, кино-фотосъемка и прогулка по крепостной стене платные.

Центром монастырского ансамбля является грандиозный Воскресенский собор, ныне действующий. Для посещения открыты входящая в него уникальная подземная церковь св. Елены и Константина, приделы Успения Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Михаила Архангела с полносью отреставрированными интерьерами. В летнее время открыта также центральная часть собора.
 
Архитектурно - ландшафтный комплекс Нового Иерусалима включает в себя парковую зону "Гефсиманский сад", а также скит патриарха Никона и парк с музеем деревянного зодчества.
Архитектурно - ландшафтная экскурсия с историческим обзором - одна из наиболее интересных для посетителей музея.
 

Экскурсии в Новоиерусалимский монастырь

  Музей основан в 1920 году. Фонд музея насчитывает 170 000 единиц хранения. Музей расположен в архитектурном памятнике XVII века - Воскресенском Новоиерусалимском монастыре - уникальном явлении в истории русской культуры.
В помещении Трапезных палат, памятника архитектуры XVII века, размещены постоянно действующие выставки:

  • "Новый Иерусалим - памятник истории, культуры и архитектуры XVII -XX веков" - предметы быта XVII века, оружие, иконы, вещи, связанные с жизнью патриарха Никона, парсуна "Никон с клиром".
  • "Древнерусское искусство" - иконы XVI - XIX веков, великолепные произведения "лицевого шитья" - вышитые иконы, покровы, детали священнического облачения, медное литье.
  • "Русское искусство XVIII - XIX веков" - картины кисти Ф. Рокотова, В. Боровиковского, И. Айвазовского, А. Саврасова, портреты Петра I, Екатерины II и их сподвижников, предметы интерьера - мебель, часы, художественное стекло.
  • "Фарфор русских заводов" - изделия Императорского фарфорового завода, заводов Гарднера и Попова, мануфактур Гжели.
  • "Западноевропейский и восточный фарфор XVIII - начала XX веков " - превосходные образцы мейсенского фарфора и изделия других европейских мануфактур, сервиз знаменитого севрского фарфора, китайские и японские вазы.

В Выставочном корпусе работает также выставка - продажа произведений живописи.
В парковой зоне размещены также памятники деревянного зодчества. В летнее время открыты для посещения крестьянская изба и мельница.

 

Бородинское поле в Можайском районе Указом Президента РФ в 1995 году включен в «Свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ». В его состав входит огромная территория с расположенными на ней памятниками истории и культуры (место сражения с французскими войсками в период Отечественной войны 1812 года – штабы, командные пункты, переправы, могилы, памятные знаки). Здесь 26 августа в присутствии императора Николая I, перед строем 150-тысячного войска и в присутствии 200 участников Бородинского сражения, на Курганной высоте (Батарее Раевского), главном опорном пункте русской армии в день битвы, был торжественно освящен монумент в память доблестных защитников Отечества, сооруженный по проекту архитектора А. Адамини. Незадолго до этого торжества у основания монумента был захоронен прах героя Бородина генерала П.И. Багратиона. Напротив Батареи Раевского была построена сторожка для воинов-ветеранов, которые, согласно Указу императора, должны были ухаживать за памятником и могилой Багратиона, вести Книгу записей посетителей, показывать приезжающим план сражения, находки с поля битвы. Так родился музей. К 1839 году земля в центральной части поля, и село Бородино были выкуплены императором у местных помещиков на имя цесаревича, будущего государя Александра II. Для размещения царственных особ и свиты усадебный дом в селе Бородине был перестроен в двухэтажный деревянный дворец, интерьеры которого были украшены портретами генералов-участников наполеоновских войн, мебелью и предметами быта, привезенными из Санкт-Петербурга. Нашлось там место и для реликвий, связанных со сражением, книг и военных карт. Таким образом, центральная часть Бородинского поля и село Бородино стали охраняемыми территориями, то есть прообразом будущего музея-заповедника, старейшего в мире среди  основанных на полях сражений. Еще в 1820 году Маргарита Михайловна Тучкова, вдова генерала Тучкова, увековечила память о героях Бородина, построив на месте гибели любимого супруга церковь Спаса Нерукотворного. Этот храм стал центром  монашеской пустыни, которая в 1838 году по указу императора Николая I была преобразована в Спасо-Бородинский общежительный второго класса женский монастырь, а М.М. Тучкова, его основательница, стала первой настоятельницей, игуменьей Марией. После кончины игуменьи в 1852 году в ее доме, по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета все осталось так, как при ее жизни, и он стал фактически домом-музеем. В последующие годы интерес к Бородину не ослабевал. Поле посещали члены царской семьи, высокопоставленные чиновники, военачальники, православные паломники, потомки героев 1812 года. В 1902 году по инициативе начальника железнодорожной станции Бородино П.П. Богдановича в одной из комнат вокзала был создан «Музей 1812 года». В 1912 году к 100-летию Бородинского сражения на поле битвы были воздвигнуты 33 монумента полкам, дивизиям, корпусам, артиллерийским ротам и бригадам русской армии, отличившимся в «Битве гигантов». У стен Спасо-Бородинского возвысился памятник «Благодарная Россия – своим защитникам». Мемориал в память героев 1812 года, создававшийся на протяжении XIX – начала XX веков, до сих пор является основой Бородинского музея-заповедника. В 1994 году правительством Российской Федерации утверждены границы территории музея-заповедника площадью 109,7 кв. км. Площадь охранной зоны составляет 645 кв. км. На этой территории расположено около 300 памятных объектов, связанных с событиями двух Отечественных войн. В 1995 году музей-заповедник «Бородинское поле» был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В этом же году у стен Спасо-Бородинского монастыря был воссоздан памятник «Благодарная Россия – своим защитникам». В 2002 году к 190-летию Бородинского сражения в здании музея была открыта новая основная экспозиция «Бородино – битва гигантов», а в одном из залов железнодорожной станции Бородино – выставка, посвященная юбилейной дате. В настоящее время на поле работают 5 экспозиций, которые дают образное представление о героях и событиях двух отечественных войн. Неизменной популярностью пользуются военно-исторические праздники, ежегодно проводимые на Бородинском поле: «День Бородина», «Москва за нами. 1941 год», «Стойкий оловянный солдатик». Широкую известность приобрели научные конференции российского и международного масштаба, на которых рассматриваются источники, памятники, проблемы, связанные с изучением истории Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения, а также конференции по актуальным вопросам изучения и сохранения природного и культурного наследия музеев-заповедников, их экологическим проблемам. В 2007 году музей-заповедник «Бородинское поле» первым из российских музеев был удостоен международной премии ЮНЕСКО имени Мелины Меркури за сохранение и организацию использования культурных ландшафтов.

Экскурсии

Бородино - мемориал двух отечественных войн

Осмотр памятников и памятных мест Бородинского поля и трех экспозиций: «Славься ввек, Бородино!», «Бородино в годы Великой Отечественной войны».

Славься ввек, Бородино!

Новая экспозиция «Славься ввек, Бородино!» создана к 200-летнему юбилею  Бородинского сражения. В ней создан исторически достоверный образ Бородинского сражения, впервые показано более 2000 археологических находок – подлинных свидетельств «битвы исполинской». Посетители увидят новые экспонаты: дневник участника Бородинского сражения полкового священника 41-го егерского полка Е.С. Левитского, живописное полотно английского художника Л. Потта «Отступление французских войск из Москвы», набор хирургических инструментов, автографы Александра I, М.И. Кутузова и Наполеона. Мундиры, оружие, портреты, батальная живопись, макет поля сражения - всё вместе создает образ того «Бородина», которое еще в сознании современников было овеяно поэтическим ореолом и чувством гордости за Отечество.

Экспозиция «Славься ввек, Бородино!» размещена в главном здании музея у Батареи Раевского.

Бородино в годы Великой Отечественной войны

Экспозиция создана к 40-летию Победы. Она размещена в одном из зданий Спасо-Бородинского монастыря, где с июля по сентябрь 1941 года располагался полевой передвижной госпиталь, и посвящена событиям Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года воины 5-й Армии на шесть дней задержали на Бородинском поле рвавшихся к Москве немецко-фашистских захватчиков. Документы, фотографии, вооружение, трофеи, личные вещи красноармейцев повествуют о том периоде войны, который маршал Г.К.Жуков назвал самым трудным в битве за Москву. В зале Памяти - списки погибших на Бородинском поле в 1941-1942 гг.

«И вечной памятью двенадцатого года»

Дом-музей игу Знакомство с экспозицией «Славься ввек, Бородино!» . Экскурсия по территории Спасо-Бородинского женского монастыря с посещением Дома-музея игуменьи Марии (Тучковой), основавшей монастырь на месте гибели мужа. По желанию священник, приехавший с группой, может отслужить молебен на батарее Раевского у Главного монумента.меньи Марии

В восстановленном домике основательницы монастыря, который сохранялся как музей после ее смерти, в 1994 году создана экспозиция. В ее залах отражена непростая история жизни матушки Марии, в миру Маргариты Михайловны Тучковой (1781-1852). Площадь экспозиции невелика - три небольшие комнатки. В первой из них рассказывается о событиях мирской жизни М. М. Тучковой (урожденной Нарышкиной), о подвиге ее мужа, об истории основания ею Спасо-Бородинского монастыря. Главная комната - мемориальная. Она служила матушке и кабинетом и молельней. Интерьер этой комнаты воссоздан по сохранившимся фотографиям и описаниям очевидцев. Особое место в ней занимают реликвии, принадлежавшие игуменье: резной деревянный крест, серебряное кольцо с эмалью и образок Божией Матери.

Экспозиции в Бородино

Музей-заповедник «Бородинское поле» - к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

К 70-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне музей-заповедник «Бородинское поле» подготовил целую серию тематических мероприятий: конкурсы, программы, мемориальные акции, мероприятия с участием групп военно-исторической реконструкции. Все они тематически связаны с историей Бородинского поля как мемориала двух Отечественных войн.

 Бородинское поле известно во всем мире как место генерального сражения Отечественной войны 1812 года, «сражения при Москве», ставшего началом конца «Великой армии» Наполеона Бонапарта. В 1941 году на Бородинском поле в ожесточенных боях опять отстаивали столицу, только от других захватчиков – немецко-фашистских.

 По священной земле, символизирующей доблесть русских солдат, в годы Великой Отечественной войны проходила Можайская линия обороны столицы. Воины советской 5-й армии под командованием генерал-майора Д.Д. Лелюшенко в течение шести дней, с 12 по 17 октября 1941 года, сдерживали мощное наступление отборных гитлеровских войск, рвавшихся к Москве.

 Бородинское поле хранит память о событиях Великой Отечественной войны. Объектами музейного показа являются укрепления Можайской линии обороны – ДОТы, ходы сообщений, окопы и другие укрепления. В двенадцати братских могилах захоронены останки советских солдат. В память их подвига рядом с главным монументом музея установлен памятник – танк Т-34. В помещении бывшего госпиталя действует экспозиция «Бородино в годы Великой Отечественной войны». В музее регулярно проходят мемориальные мероприятия, посвященные событиям 1941-42 гг. на Бородинском поле. Каждый год во второе воскресенье октября проводится праздник «Москва за нами. 1941» с масштабной реконструкцией боевых действий.

Военная галерея Бородинского поля

Экспозиция «Военная галерея Бородинского поля» размещена в трапезной церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи Спасо-Бородинского монастыря, основанного М.М.Тучковой, вдовой погибшего на Багратионовых флешах генерала А.А.Тучкова. В день храмового праздника, 11 сентября, Русская Православная Церковь поминает всех «вождей и воинов на поле брани живот свой положивших», включая и героев Бородина.
В экспозиции представлены 73 портрета генералов и офицеров русской армии. Это все графические изображения участников Бородинского сражения, которые к настоящему времени удалось собрать в коллекции Бородинского музея-заповедника. Среди них не только прославленные полководцы, но и малоизвестные, «рядовые» генералы.
Все гравюры и литографии созданы в первой половине XIX века. Многие из них исполнены на основе прижизненных портретов известными граверами А.Г. Ухтомским, А.А. Флоровым, С. Карделли. Часть портретов выполнена Г. Доу и Т. Райтом по живописным оригиналам автора Военной галереи Зимнего дворца английского портретиста Джорджа Доу. Образы героев Бородина дошли до нас и благодаря литографиям И.А. Клюквина, К. Крайя и И. Песоцкого. Многократные воспроизведения этих портретов говорят о популярности и признании заслуг защитников Отечества в героическом 1812 году.
Более трети представленных в экспозиции военачальников были ранены или контужены в сражении. Следами огненного вихря, бушевавшего на Бородинском поле    26 августа 1812 года, являются археологические находки – свинцовые и картечные пули, осколки гранат, ядра, штыки, обломки огнестрельного и холодного оружия.
Электронная «Бородинская книга памяти» содержит сведения о прохождении воинской службы, участии в боевых действиях, ранениях и наградах более чем одиннадцати тысяч участников Бородинского сражения – генералов, офицеров и солдат русской армии. Эта информация связана с картой, на которой обозначены памятники и памятные места Бородинского поля, где они отличились.
Экспозиция «Военная галерея Бородинского поля» создана в рамках подготовки к 200-летию Бородинской битвы.

Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле

Экспозиция расположена в здании бывшей гостиницы Спасо-Бородинского монастыря, где в 1867 году останавливался автор романа-эпопеи «Война и мир» – самого известного произведения мировой художественной литературы об эпохе наполеоновских войн. Исторический интерьер гостиницы не сохранился, он преобразован в музейное пространство, в котором ведется повествование об авторе романа и героях двадцати бородинских глав.

В первом зале Л.Н. Толстой представлен и как офицер-артиллерист, участник боевых действий на Кавказе и в Крыму, и как начинающий писатель, отдавший приоритет в творчестве военной тематике, стремившийся «всеми силами своей души» к правдивому описанию событий и явлений. Главы романа «Война и мир», посвященные его кульминационной точке – Бородинской битве, несколько раз переписывались писателем. С целью добиться наиболее достоверного описания батальных сцен и ландшафтов поля Толстой прибыл в Бородино. Два дня, 26 и 27 сентября, он «ходил и ездил по той местности, где за полстолетия до того пало более ста тысяч человек, делал свои заметки и рисовал план сражения…». Вернувшись в Москву, Толстой сообщал жене: «Я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Книги, фотографии, графические листы, воспроизведения рукописей писателя, находки с поля битвы рассказывают о предварительной работе над романом, включая поездку в Бородино,  подробности которой можно узнать из мультимедийной программы.

О «сражении, какого еще не было», рассказывается во втором зале. Он наполнен образами исторических персонажей и вымышленных героев романа, принимавших участие в боевых действиях на Бородинском поле в августе 1812 года. В первую очередь это главнокомандующие армиями М.И. Кутузов и Наполеон. Здесь представлено большинство генералов обеих армий, упомянутых в бородинских главах. Портреты исторических персонажей и цитаты из романа отражают картину искусного  переплетения исторических реалий и художественного вымысла, лежащую в основе панорамы грандиозной битвы. Хорошо знакомые образы Пьера Безухова и Андрея Болконского показаны в зале иллюстрациями и бородинскими страницами романа в контексте батальной графики и подлинных предметов вооружения, снаряжения, личных вещей участников сражения. Здесь же отражена вторая жизнь героев романа «Война и мир», которую они получили благодаря небольшим книжкам с отдельными главами романа, изданным в годы Великой Отечественной войны, одноименной опере С.С. Прокофьева и кинофильму С.Ф. Бондарчука.

Вывод писателя Толстого о нравственной победе русской армии под Бородиным был и остается неоспоримым.
Экспозиция «Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле» открыта в год 140-летия завершения полной книжной публикации романа и посвящена 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.

Спасо-Бородинский монастырь

Церковь Спаса-Нерукотворного                          

В 1817 г. Маргарита Михайловна Тучкова, вдова генерала Александра Алексеевича Тучкова, погибшего в Бородинском сражении, исходатайствовала разрешение императора Александра I на сооружение храма на средней Семеновской (Багратионовой) флеши, на месте гибели ее мужа. По просьбе М.М. Тучковой император пожаловал на возведение храма 10 тыс. рублей. Вскоре  Тучкова выкупила у местных помещиков три десятины земли и получила храмозданную грамоту от архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского). В 1818 г. церковь была заложена и в 1820 г. освящена архиепископом Августином во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. 26 августа 1820 г., в годовщину Бородинского сражения, в нише, справа от иконостаса (над правым клиросом), была помещена икона Спаса Нерукотворного – икона из полковой походной церкви Ревельского пехотного полка, шефом которого был генерал-майор А.А. Тучков. Слева от входа, над символической могилой генерала (его останки не были найдены после сражения) установили белый мраморный крест с надписью у подножия: «Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиенного». В 1826 г. справа от входа, в склепе храма, был похоронен единственный сын Тучковых, 15-летний Николай, а в 1852 г. здесь же были погребены честные останки игуменьи Марии (в миру М.М. Тучковой), основательницы и первой настоятельницы Спасо-Бородинского женского монастыря. В 1896 г. в Спасском храме был погребен брат М.М. Тучковой – Александр Михайлович Нарышкин. Таким образом, церковь Спаса Нерукотворного стала усыпальницей Тучковых-Нарышкиных.

Церковь, построенная в стиле ампир по проекту неизвестного архитектора круга О.И. Бове – Д.К. Жилярди, стала первым архитектурным памятником героям сражения на Бородинском поле. По решению Духовной Консистории Спасский храм стал приделом церкви Рождества Христова в селе Бородине. С 1827 г. по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) в Спасском храме ежедневно совершали богослужение иеромонахи Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря. По предложению М.М. Тучковой, духовенство окрестных сел ежегодно 26 августа стало собираться в Спасский храм для соборного поминовения всех воинов, погибших в Бородинской битве. Панихида и крестный ход по полю сражения от флешей Багратиона до Батареи Раевского вошли в традицию. В начале XX в. богослужения совершались только в престольные праздники. Ежегодно 12 мая (по н. ст.), в день кончины игуменьи Марии, в церкви Спаса Нерукотворного у ее могилы служится панихида.

В 1987 г., к 175-летию Бородинского сражения, была проведена реставрация интерьера храма.

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Собор Владимирской иконы Божией Матери является доминантой архитектурного ансамбля Спасо-Бородинского женского монастыря. С 1844 г. игуменья Мария (М.М. Тучкова), основательница монастыря, стала хлопотать о сооружении в обители соборного храма. Собор был заложен в сентябре 1851 г. игуменьей Марией за год до ее кончины. Строился он по проекту известного московского архитектора М.Д. Быковского в традициях русско-византийского зодчества. 5 сентября 1859 г. собор был освящен викарием Московским Леонидом во имя чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, так как день Бородинского сражения совпал с днем празднования Сретения этой иконы 26 августа (8 сентября по н. ст.). Средства на строительство собора собирались по всей России, главным образом среди солдат и офицеров гвардейских частей российской армии.

Сохранилось описание храма, каким он был в момент открытия. В алтаре, на горнем месте находилась икона «Моление о чаше», писанная старинным письмом. Иконостас храма был деревянным, украшенным кусками разноцветного мрамора с такими же колоннами. Над царскими вратами поместили икону «Тайная вечеря», писанная масляными красками на перламутровой раковине овальной формы. Справа от царских врат находились иконы Спасителя и Св. Александра Невского, слева – Божией Матери и Марии Магдалины. На колоннах иконостаса, по левую сторону от царских врат – образ Владимирской иконы Божией Матери, украшенный бриллиантовыми крестами, пожалованными Маргарите Михайловне императрицей Марией Федоровной, по правую – образ Тихвинской Божией Матери в богатой золоченой ризе (неизвестного жертвователя). На правой стороне, на аналое – икона Владимирской Божией Матери в большом серебряном окладе, принесенная в дар обители одним из участников Бородинского сражения, на левой стороне – образ Иверской иконы Божией Матери, которым игуменья Мария благословила при миропомазании юную цесаревну Марию Александровну в 1840 г. Эта икона по завещанию императрицы была возвращена в обитель.

После закрытия Спасо-Бородинского монастыря в 1929 г. поселившиеся в нем члены сельскохозяйственной коммуны им. Ворошилова разграбили и уничтожили внутреннее убранство собора, устроив в нем зернохранилище. В конце 1970-х годов, когда ансамбль монастыря был передан в ведение Бородинского музея-заповедника, началась реставрация собора и его интерьера. Были восстановлены хоры, иконостас, росписи в алтарной части и в подкупольном пространстве.

В 1992 г. с возрождением обители Владимирский собор был вновь освящен, и в нем регулярно проходят богослужения.

Собор является духовным памятником русским воинам, погибшим в Бородинском сражении за Веру, Царя и Отечество.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

Этот храм, построенный в 1874 г. на средства императора Александра II по проекту неизвестного архитектора (предположительно М.Д. Быковского), завершил складывание архитектурного ансамбля Спасо-Бородинского монастыря. Храм был освящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи не случайно: 11 сентября (по н. ст.), в день Усекновения главы Пророка и Крестителя Господня, православные христиане чтят память всех воинов, павших на полях сражений. Храм был трапезным, так как на его втором этаже совершались трапезы, на первом этаже располагалась монастырская кухня, а в одноэтажной пристройке – хлебная палата. Службы в храме проходили по престольным праздникам.

После закрытия монастыря в 1929 г. члены сельскохозяйственной коммуны им. Ворошилова, поселившиеся здесь, устроили в церкви клуб. После Великой Отечественной войны в монастыре разместилась турбаза, и здание церкви использовалось, как и до войны – как клуб. В конце 1970-х гг. ансамбль монастыря был передан в ведение Бородинского музея-заповедника. Начались реставрационные работы. В 1987 г., к 175-летию Бородинского сражения, была завершена реставрация храма, и в нем открылся выставочный зал.

В настоящее время в церкви располагаются две экспозиции: на первом этаже – «Военная художественная игрушка», на втором – «Военная галерея Бородинского поля».

Часовня преподобной схимонахини Рахили

Напротив южных ворот Спасо-Бородинского монастыря находится часовня местночтимой святой преподобной схимонахини Рахили. Часовня построена из дерева в 1997 г. в традициях древнерусского зодчества по проекту можайского архитектора, преподавателя Московского архитектурного института Н.Б. Васнецова. Она возведена над могилой схимонахини, скончавшейся в 1928 г. и канонизированной в 1996 г.

Старица Спасо-Бородинского монастыря преподобная схимонахиня Рахиль (в миру Мария Короткова) родилась в 1833 г. в г. Дорогобуже Смоленской губернии в богатой купеческой семье и с детства отличалась любовью ко всему божественному. Оставив суету и богатство мира сего, она покидает родительский дом и поступает в Смоленский Вознесенский монастырь, где выполняет послушание келейницы игумении. В поисках строгого аскетического жития и подлинного подвижничества она отправляется в странничество и, укрепляемая благословением Пресвятой Богородицы на девство, поселяется сначала во Владычном Серпуховском женском монастыре, а затем переводится в Спасо-Бородинскую обитель, в которой и остаeтся до конца своей жизни. Выполняя различные послушания, схимонахиня Рахиль неопустительно совершала молитвенное правило, с с особой ревностью относилась к поминовению убиенных в 1812 году воинов; отличалась она также величайшей нестяжательностью и странноприимством, ни в чем не отказывая ищущим помощи и поддержки странникам.  В 1915 г. она сподобилась принять великую схиму. Именно с этого времени и началось старческое служение матушки Рахили, когда она, укрепляемая явившимися к ней Богоматерью и преподобным Феодосией Печерским, духовно утешала и молитвенно поддерживала сестёр обители и богомольцев. Со всей полнотой раскрываются в Бородинской старице дары чудотворения и прозорливости, которыми её с такой щедростью наградил Господь Иисус Христос. В трагическую годину гонений на Русскую Православную Церковь молитвами матушки Рахили Спаситель и Его Пречистая Матерь защитили Спасо-Бородинскую обитель от закрытия и разрушения. После блаженной кончины старицы память о ней живо сохранялась в народе на протяжении десятилетий - православные приходили к месту её захоронения, распространилось её рукописное житие. Особенно возросло почитание матушки после возобновления Спасо-Бородинского монастыря. О её благодатной помощи имеются многочисленные свидетельства, на могиле старицы постоянно совершаются заупокойные богослужения.

Бородино в годы Великой Отечественной войны

Экспозиция создана к 40-летию Победы. Она размещена в одном из зданий Спасо-Бородинского монастыря, где с июля по сентябрь 1941 года располагался полевой передвижной госпиталь, и посвящена событиям Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года воины 5-й Армии на шесть дней задержали на Бородинском поле рвавшихся к Москве немецко-фашистских захватчиков. Документы, фотографии, вооружение, трофеи, личные вещи красноармейцев повествуют о том периоде войны, который маршал Г.К.Жуков назвал самым трудным в битве за Москву. В зале Памяти - списки погибших на Бородинском поле в 1941-1942 гг.

Дворцово-парковый ансамбль в селе Бородино

Дворцово-парковый ансамбль в селе Бородино, созданный в 1839 году, неразрывно связан с Бородинской битвой – генеральным сражением Отечественной войны 1812 года и созданием мемориала на Бородинском поле.
В состав ансамбля вошли церковь Рождества Христова (1701 год), деревянный дворец, перестроенный из господского дома, три кавалерских  флигеля, «столовая зала», «английский сад» – парк, хозяйственные постройки.
До 1912 года дворцово-парковый ансамбль в с. Бородино, наряду со Спасо-Бородинским монастырем и памятником на Батарее Раевского, был одной из главных достопримечательностей Бородинского поля.
К 200-летнему юбилею Бородинского сражения полностью воссозданы парк, внешний облик зданий «столовая зала» (фондохранилища), Императорского дворца и «кондитерского флигеля». Проходя по аллеям парка, посетители могут увидеть восстановленный памятник-бюст императору Александру II.

 

 

Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А.Блока находится в 80 км к северо-западу от Москвы (в 20 км от города Солнечногорска). Центром музея-заповедника является усадьба Шахматово, расположенная среди живописных холмов Клинско-Дмитровской возвышенности. Эти места поразили своей красотой великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева, который в 1874 году, по его совету, усадьбу Шахматово, расположенную в 9 верстах от Боблова, купил дед поэта Александра Блока по Материнской линии Андрей Николаевич Бекетов – учёный ботаник, первый выборный ректор Санкт-Петербургского университета, один из создателей Высших женских курсов. «За грош купили угол рая неподалёку от Москвы», - сказал об этом сам поэт.

   Александр Блок родился в Петербурге 16 (28) ноября 1880 года, а в мае 1881 года его впервые привезли в Шахматово. С тех пор Шахматово стало неотъемлемой частью его жизни. Блок приезжал в Шахматово на протяжении 36 из 40 прожитых лет. В Шахматове, по словам самого поэта, он «провёл лучшие времена жизни». Здесь он знакомился с русской природой и русской деревней, здесь возникли его первые любительские театральные и литературные начинания; здесь он встретил Л.Д.Менделееву, которая стала его невестой, а затем и женой, здесь зазвучала песня А.Блока о России.

   Поэт любил Шахматово, стремился туда всей душой. В 1910 году, на деньги, полученные в наследство после смерти отца, он построил усадебный дом и сделал с северной стороны двухэтажную постройку, на втором этаже которой устроил свой кабинет. «Дом вышел красивый и удобный», - писал А.Блок. В таком виде дом сгорел в июле 1921 года.

   С 1970 года в Шахматове ежегодно проходят Праздники поэзии, на которые собираются сотни почитателей таланта великого поэта России. 30 лет шла большая и кропотливая работа по возрождению Шахматова. Сотни людей приняли участие в возрождении усадьбы. Наконец 5 августа 2001 года на очередном Празднике поэзии Главный дом усадьбы открыл свои двери для посетителей. Ныне восстановлен парадный двор, изба управляющего и конюшня.

   Главный усадебный дом и его интерьеры создавались по описаниям тётки поэта М.А.Бекетовой и воспоминаниям людей, посещавших Шахматово. Мемориально-бытовая экспозиция «Старый дом глянет в сердце моё…» воссоздаёт обстановку дворянской усадьбы, предметы, принадлежавшие Блоку, его жене и родственникам; а также типологические предметы. Экспозиция получила высокую оценку учёных, писателей, литературоведов и отмечена специальным дипломом.

   В 2,5 км от Шахматова в селе Тараканове находится Таракановский музейный комплекс. На его территории расположено здание бывшей земской школы, построенное в конце XIX века, и дом учителя. В выставочных залах этих зданий устраиваются тематические выставки. Рядом, на окраине села, находится усадьба капитана Тараканова, в которой сохранился живописный пруд, заросший парк, спускающийся террасами к реке Лутосне, остатки грота и руины усадебной церкви Михаила Архангела (XVIII век). В этой церкви в 1902 году отпевали деда А.Блока А.Н.Бекетова, а 17 (30) августа 1903 года венчались А.Блок и Л.Менделеева. «Белая церковь» Михаила Архангела запечатлена во многих стихах поэта. Музей-заповедник собирает иконы для церкви, которая в будущем будет восстановлена.

   В настоящее время фонды музея состоят из 22 коллекций. Из них 13571 единица – основной фонд, 6032 единицы – научно-вспомогательный фонд. Наиболее ценная коллекция – «Документы». Она включает в себя автографы А.А.Блока, Л.Д.Менделеевой, Д.И.Менделеева, А.Белого.

   Исключительную ценность представляют два альбома из архива С.М.Алянского, издателя «Алконоста». Они включают в себя автографы и рисунки участников издательства, сослуживцев Алянского, его знакомых (А.Блока, А.Белого, Ю.Анненкого, А.Ремизова, Р.Иванова-Разумника и др.)

  На особом месте стоят коллекции книг с дарственными надписями и прижизненные книги с публикациями А.Блока.

   По традиции в первое воскресенье августа в музее-заповеднике проходят ежегодные Общероссийские праздники поэзии А.А.Блока.

Цветущая сирень – это символ Шахматова. Хорошей традицией стало ежегодно проводить в музее «Сиреневый фестиваль». Этим событием в Шахматове отмечается празднование пробуждения природы и начала цветения, времени, когда знаменитые хозяева приезжали на летний период в свой «угол рая», и знаменуется открытие музеем-заповедником туристического сезона.

   Самые массовые мероприятия, традиционно проводимые музеем, - это фольклорные праздники в Шахматове и Тараканове: «Рождественская ёлка в дворянской усадьбе», «Масленица в Шахматове», «Троица в Тараканове».

   Сотрудниками музея разработаны интерактивные занятия для детей младшего и школьного возраста «Один день в земской школе» и «Бабушкин сундук». Маленькие посетители получают возможность побыть в роли ученика-крестьянина и погрузиться в народный быт конца 19 – начала 20 веков.

   Сегодня посетители музея-заповедника А.А.Блока могут познакомиться не только с экспозициями музейного комплекса в селе Тараканове, главного дома и флигеля в усадьбе Шахматово, но и совершить прогулку по Шахматовскому парку, в котором сохранились мемориальные растения, в том числе такие редкие, как серебристые тополя, травянистая бузина, сахалинская гречка; увидеть сохранившуюся почти в первозданности природу Подмосковья, великолепные по красоте места Клинско-Дмитровской возвышенности, где рождались на свет замечательные произведения Александра Блока, ставшие классикой русской литературы.

 

Г.Солнечногорск, ул.Набережная, д.11

   

Поэтической родиной Пушкина называют Подмосковные усадьбы Захарово и Вяземы – ведь здесь прошло детство А.С. Пушкина. Сейчас на территории двух усадеб расположен Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина.

В экспозиции Музея-заповедника представлены произведения живописи и графики XVIIXX веков, образцы фарфора и фаянса конца XVIII  - первой половины XX в. различных заводов Западной Европы и России, предметы мебели первой половины XIX  начала XX в. Значительное место в собрании Музея-заповедника занимают коллекции книжного фонда: книги по истории, географии, путешествиях, экономике, сельскому хозяйству, политические трактаты, учебники, художественная литература XVIII - начала XX в.. В собрании книжного фонда Музея-заповедника имеются произведения А.С.Пушкина, литературная критика и статьи о  поэте, выходившие при его жизни, книги из личной библиотеки князей Голицыных, хранившиеся до революции 1917 г. в усадебном доме в селе Вязёмы, принадлежавшей им с конца XVII в. Гордостью музея является коллекция усадебной мебели, которая насчитывает около 300 предметов. Мебель выполнена из различных пород дерева, волнистой березы, дуба, тополя, корня клена, ореха, красного дерева и др. в различных стилях и относится к XVIIIXX вв. В Музее-заповеднике имеется коллекция миниатюр, бисера, фарфора, городского костюма XIX века.

В Вязёмах сохранился дворцово-парковый ансамбль XVIXIX вв.: церковь Преображения, звонница – конца XVI в., дворец и два флигеля XVIII в., хозяйственные постройки, парки, пруды XVI-XIX вв. Всего на территории Вязём более 20 памятников истории и культуры. Все они связаны с ключевыми событиями в истории России: «Смутными временами», Петровскими преобразованиями, Отечественной войной 1812 г., Гражданской и Великой Отечественной войной. Здесь бывали Борис Годунов, Лжедмитрий I, Пётр I, Павел I, М.И.Кутузов, Наполеон, Багратион, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, М.Цветаева, А.Ахматова и многие другие, чьими именами гордится мировая история.

В Захарово сохранился пруд, часть парка, воспетые Пушкиным. В 1999 г. восстановлен усадебный дом М.А.Ганнибал, где размещён музей детства великого поэта. В музее-заповеднике А.С.Пушкина ежегодно проводится большая работа по приёму посетителей, которым предлагается широкий ассортимент услуг культурно-познавательного направления в соответствии с потребностями каждой категории. Только в 2008 г. было проведено около 10 000 экскурсий. Это обзорные и тематические экскурсии для взрослого населения, детей, школьников и студентов.

В музее разработан целый цикл программ по проведению русских обрядовых праздников: Масленица, Пасха, Красная горка, Троица, которые получили большое распространение и популярность у посетителей музея. Многие праздники проводятся с привлечением администраций сельских округов, ведь территория заповедника расположена на территории трёх муниципальных поселений.

Музей-заповедник является одним из самых посещаемых музеев на территории Московской области. По посещаемости он занимает 3 место среди 100 музеев Московской области.

 

 

Обзорные и тематические экскурсии

Обзорная экскурсия по музею-заповеднику

«Захарово, Вяземы — страна пушкинского детства»
(продолжительность 7 экскурс. часов)

Обзорная экскурсия по усадьбе Вяземы

«Историческая и литературная жемчужина Подмосковья»
(продолжительность 4 экскурс. часа)

Обзорная экскурсия по усадьбе Захарово

«Колыбель поэта»
(продолжительность 3 экскурс. часа)

Тематическая экскурсия

(продолжительность не менее 2 экскурс. часов)

«Дворянское воспитание, традиции и быт русского дворянства»

 (усадьба Вяземы, продолжительность 2 часа)

Экспозиции и выставки

Усадьба Вяземы

«Минувшее проходит предо мною…»

Летопись родового гнезда: мифы и реальность.
Дворец (основная экспозиция)

«Письменные принадлежности прошлых веков».

Из коллекции Владислава Игоревича Когановского и Музея-заповедника А. С. Пушкина.
Дворец

«Эмалевая шкатулка».

Выставка художника-эмальера Людмилы Юрьевны Анненковой.
Дворец, чердак

«Мастерская скульптора».

Музей Н. А. Коненковой.
Гостевой флигель, малый зал (основная экспозиция)

«Достиг я высшей власти…»

Борис Годунов как историческая личность и литературный персонаж.
Конный двор (музей Бориса Годунова)

Усадьба Захарово

«Мне видится мое селенье, мое Захарово».

Пушкин в Захарове.
Усадебный дом (основная экспозиция)

«Пушкин глазами детей».

Выставка победителей X Международного конкурса детских рисунков.
Усадебный дом (выставка)

НАПРАВЛЕНИЯ И КУРОРТЫ

Туры по регионам России