Нам доверяют! 12 лет на рынке внутреннего туризма!

  +7 (495) 532-88-79  +7 (926) 269-61-50
  +7 (963) 670-05-59

НАПРАВЛЕНИЯ и КУРОРТЫ

   Почти четыре столетия стоит на высоком берегу реки Оки село Константиново. Первое, известное в настоящее время, упоминание о нем относится к 1619 году, когда находилось оно в Дворцовом ведомстве.

   Во времена царя Алексея Михайловича село было пожаловано стольникам братьям Мышецким, которые выполняли дипломатические поручения и делали это успешно. Центральную часть села в 1700 году Яков Ефимович Мышецкий дает в приданое дочери Наталье, и владельцем становится ее супруг Кирилл Алексеевич Нарышкин - один из сподвижников царя Петра I.

   Через 28 лет поместье наследует их сын Семен Кириллович, который в свою очередь уже в 1775 году завещает племяннику князю Александру Михайловичу Голицыну сенатору, Обер-камергеру, Действительному тайному советнику, кавалеру обоих Российских орденов и польского ордена Белого Орла. Он выстроил каменное здание храма иконы Казанской Божией матери, на месте деревянного. Он же в 1806 году выкупил вторую часть села у вдовы майорши А. Н.  Матовой.

   Земной путь князя А. М. Голицина завершился в 1808 году, и, согласно его духовному завещанию имение перешло к его внебрачной дочери Екатерине Де Лициной, в замужестве Долгоруковой. Она продолжит дело своего отца по строительству храма и на свои средства возведет колокольню.

   Племяннику, Е. А. Долгоруковой, Александру Дмитриевичу Олсуфьеву село перейдет от тетушки в 1845 году. Сын его, Василий Александрович Олсуфьев получит наследство в 1853 году. Он постоянно живет в Москве, а делами поместья правит управляющий, который собирает денежный оброк и отправляет его хозяину. Эпохальным событием в жизни константиновских крестьян стал царский Манифест от 19 февраля 1861года, который отменил крепостное право.

   Уставная грамота была подписана 20 августа 1862 года.  Как свидетельствуют документы, крестьяне получили во владение земли 14000 десятин 741 сажень и заплатили за это 72 тысячи 940 рублей 40 копеек. Окончательно свободными землепашцами они стали в мае 1879 года, после внесения последнего платежа.

   Становление новых рыночных отношений в селе привело к тому, часть мужского трудоспособного населения стала уходить на заработки в город. Несколько семей с более высоким достатком (такие как Титовы, Хрековы, Кверденевы, Горбуновы) организовали артель, приобрели баржи и стали возить дрова из губерний, где много леса, в г. Санкт- Петербург. Предприятие на первых порах оказалось прибыльным, это послужило импульсом к формированию зажиточного слоя крестьян, которые начали возводить часовни, украшать храм, покупать новые колокола, приобретать земельные наделы, строить добротные, красивые дома.

   В конце ХIХ века железные дороги в России стали соединять крупные города, перевозка дров по воде оказалась экономически невыгодной, кроме того, случившиеся в затонах пожары, уничтожили много барж в начале ХХ века, что привело к разорению владельцев и прекращению их деятельности. Им пришлось сменить род занятий.

   Работа в торговых лавках г. Москвы, превратилась отныне в один из прибыльных видов отхожего промысла.  Примером может служить отец С. А. Есенина Александр Никитович, отправленный в 14 летнем возрасте работать в мясную лавку купца Крылова. Со временем ему довелось стать старшим приказчиком и торговым агентом. При этом его семья осталась проживать в Константинове, да и он сам так и не утратил связи с родиной.

   В 1879 году В. А. Олсуфьев продает константиновское имение купцам из подмосковного города Богородицка Сергею, Николаю и Александру Григорьевичам Куприяновым. Владельцы кирпичного завода и ткацкой фабрики сломали старый деревянный дом и выстроили новое здание дачного типа с цокольным этажом и просторной верандой. По инициативе и при материальной поддержке С. Г. Куприянова в 1879 году в селе была открыта земская школа, которую окончили в свое время отец и сын Есенины.

   Дела Куприяновых пошатнулись в1900-е годы. Наступило разорение, и в 1895 году усадьба была продана Ивану Петровичу Кулакову - Потомственному почетному гражданину города Москвы.  Владел он ей до 1911 года, а после его кончины наследницей стала его дочь Лидия Ивановна, в замужестве Кашина, в гостях у которой С.А. Есенин бывал в 1916-17 годах.

   К началу ХХ века окончательно сформировался исторический облик села, особенностью которого является протяженность вдоль береговой линии реки более чем на три километра. «Порядок»-  широкая центральная улица и несколько «концов», то есть переулков- таких как Алексеевка, Потеряевка, а после пожара 1922 года Новый поселок- составляли единое целое.

   На главной площади села находились: храм Казанской иконы Божией Матери, дома церковного причта, земская школа, господская усадьба. Одним из самых привлекательных мест для молодежных гуляний была территория рядом с часовней на берегу Оки.

   Характерная здешних мест крестьянская усадьба состояла из дома, выстроенного из соснового дерева и украшенного резным декором. Размеры жилища определялись достатком хозяев, состоятельные имели пятистенки и крыши, крытые соломой со слуховым окном. Двор примыкал непосредственно к сеням, отдельно стояли амбар и рига. Земельный надел около дома составлял 40 соток, там были сад и огород.

   Разделение больших семей привело к тому, что дома для отделившихся хозяев стали возводить на месте сада и иногда таких рядом стоящих домов могло быть три. Заливные окские луга составляли главное богатство константиновцев, участки имели свои названия: Первая пожень, Тещин язык, Хорошовка, Сапог, Лубянка, Боровое, Дубровка, Дальняя коса и другие. Разнотравье давало много сена, часть его шла на продажу, но в основном использовалось как корм животным. Коров в селе не имели только старики-бобыли, а в основном в семьях держали по 2 коровы. Излишек молока перерабатывали на масло, творог, сметану и продавали скупщикам или на базаре в соседнем селе Кузьминское.

   Стала развиваться деревенская торговля, некоторые крестьяне (такие, как братья Есенины- дяди А. Н. Есенина, Гусев, Меркушкин) стали закупать товар оптом в городе Рязани, привозить и продавать в розницу односельчанам. Николай Минаков оказался наиболее удачливым в делах, сколотил капитал и выстроил дом из камня по типу городских лавок, где в полуподвальном помещении шла торговля, а жилье располагалось на втором этаже.

   Дом Минаковых сохранился до наших дней, в нем предполагается разместить новую музейную экспозицию. Жители села умели проявить себя не только в привычных крестьянских занятиях, но и ратном деле. Константиновцы, призванные в армию, участвовали в сражениях Русско-японской войны 1904-5годов, Первой мировой войны и всех последующих битвах.

   Изменение существующего строя в стране началось с отречения от престола царя Николая II, образования Временного правительства, в октябре 1917 года после выстрела крейсера «Авроры» и штурма Зимнего дворца власть перешла в руки большевиков.

   Имение в селе по Декрету советской власти было конфисковано и передано на попечение местных властей, а в 1918 году по решению Рязанского уездного исполкома был организован детский дом, просуществовавший до 1923 года. В последующие годы здание использовали как жилье для учителей местной школы, размещали здесь и комбинат бытового обслуживания.

   Сейчас здесь находится Государственный музей-заповедник С. А. Есенина — федеральный государственный заповедный комплекс, открытый в 1965 году на родине поэта, в селе Константиново Рязанской области. Музей уникален тем, что здесь, в старинном селе над Окой представлено соседство двух усадеб — крестьянской и барской. Такое соседство двух культур, их традиций и быта позволяет на конкретном историческом материале проследить историю России рубежа XIX—XX веков.

   Рязанская земля, опоэтизированная гением С.А.Есенина, помнит своего прославленного земляка. Здесь, на его родине, в селе Константинове, Государственный музей-заповедник   С.А. Есенина бережно хранит память о поэте и принимает множество поклонников его таланта.

   Уже многие годы тысячи людей разных возрастов и профессий приплывают, приезжают, приходят в Константиново, чтобы проникнуться духом есенинской поэзии, поклониться памяти большого художника. Есенинская поэзия дышит запахом родных полей. Она напоена огромной любовью к той земле, на которой родился поэт, к тому народу, из которого он вышел. В настоящее время Музей-заповедник С.А. Есенина – это исторически сложившийся комплекс мемориальных строений, включающих в себя, кроме усадьбы родителей, церковь Казанской иконы Божией Матери, часовню в честь Святого Духа, Константиновскую земскую школу и усадьбу последней помещицы села Константинова Л.И. Кашиной, Спас-Клепиковскую второклассную учительскую школу в Спас-Клепиковском отделе музея.

   Несомненно, важнейшей составной частью музейного комплекса является неповторимая природа, которая заставила поэта «всю душу выплеснуть в слова». На высоком берегу Оки расположилось село Константиново. Внизу – река, за которой простираются великолепные пойменные луга. Только побывав здесь, убеждаешься, как тесно связана поэзия С.А. Есенина с родным селом. Рядом с домом Есениных находится восстановленная к 100-летию со дня рождения Есенина деревянная земская начальная школа, которую закончил Сергей с похвальным листом. Созданная там экспозиция рассказывает о роли земских школ в образовании и воспитании крестьянских детей.

   В мемориальном классе экспонируются грифельная дощечка, которой пользовался Сергей Есенин, фотографии его первых учителей, учебники. Украшением села является Казанская церковь – памятник архитектуры 18 века. В ней крестился «раб Божий, нареченный сын Сергий». Священник И.Я. Смирнов способствовал поступлению 12-летнего Сергея в Спас-Клепиковскую школу, где открыт отдел музея-заповедника.

   Усадебный дом Л. Кашиной в 1995 году после реставрационных работ предстал в новом качестве как музей поэмы «Анна Снегина». Уютная обстановка дома, переносит посетителей в то время, когда в нём бывал поэт. В экспозиции можно увидеть интересные мемориальные вещи, многочисленные фотографии, подаренные музею сыном Л.И. Кашиной Ю.Н. Кашиным. В литературном музее представлены уникальные экспонаты: прижизненные издания поэта и его современников, книга «Радуница» с первым автографом автора, стол, за которым работал С.А. Есенин на Кавказе, его посмертная маска, личные вещи.

   Музейная экспозиция в Спас-Клепиковской школе, которую окончил Сергей в 1912 году, рассказывает, в частности, о высоких гуманистических традициях российского учительства, о поисках духовного пути молодёжи, о становлении творческой личности будущего поэта. Сегодня Государственный музей-заповедник С.А. Есенина является одним из крупнейших музейных комплексов страны. 

Как заказать

Основные шаги для создания заявки
sub
  • Выберите категорию

    1. Выберите категорию

    Вы можете воспользоваться главным меню или фильтром на странице категории
  • Найдите предложение

    2. Найдите предложение

    Найдите предложение подходящее вам и перейдите на его страницу
  • Завершите заявку

    3. Завершите заявку

    Выберите нужные параметры к предложению и оставьте заявку. Мы обязательно перезвоним.

Оставить заявку

Напишите нам

Обратный звонок